Сейчас уже, наверное, каждая мама в курсе, что сном грудничка нужно заниматься. Некоторые пытаются найти и перелопатить тонну информации на просторах интернета самостоятельно, кто-то обращается к консультантам по сну. Я отношусь к первой категории, так как предпочитаю тратить деньги на те услуги, которые не могу оказать сама. Пока сон ребёнка мне удаётся держать в узде.
Как утверждают статьи в интернете, регресс сна - это временное ухудшение сна ребенка примерно около возраста 4 месяцев. Проявления могут быть разные, но в основном это - короткие дневные сны (по 20-30 минут) и частые ночные пробуждения. Кроме того, ребенка становится сложно уложить спать, так как привычные методы перестают работать. Сон Марго с рождения нельзя было назвать идеальным (точнее, спала то она нормально, но вот уложить порой было очень трудно), то я боялась этого рубежа как огня.
Ещё как назло, её 4 месяца совпали с нашей поездкой в Ижевск, к моим родным. Я в ужасе думала, что если начнется регресс именно в это время, то наша поездка превратится в лютейший кошмар: стресс от перемены места и ухудшенный сон не дадут нам никуда съездить, её нужно будет целыми днями укладывать и т.д. и т.п. По итогу в поездке этого не случилось (слава Богу!), но накрыл он нас сразу после возвращения.
Итак, ответственно заявляю: регресс сна существует! В какой-то момент я поняла, что Марго просыпается как по будильнику через 40 минут после начала сна. Открывает глаза, начинает глазеть и всячески бодрствовать. Это происходило, потому что у неё начали формироваться циклы сна, а один такой цикл у грудничков - это как раз-таки 40 минут. Я была к этому готова и знала, что основная задача этого непростого периода регресса - продлевать сны всеми правдами и неправда, помогать малышке склеивать циклы. Как? Воссоздать те условия, в которых заснул ребенок: если заснул в едущей коляске - покатать коляску, если на груди - снова дать грудь, если под белый шум - обеспечить, чтобы он продолжал работать во время смены цикла. Так как Рита засыпала практически всегда на груди, то мне приходилось подползать к ней минут за пять до предполагаемого пробуждения с сиськой наголо, а если засыпала в коляске - то катить её на протяжении всего сна без перерыва, либо опять же засекать время и в нужный момент качать её.
Первое время эта стратегия работала. Однако, в статьях, которые я читала, не было ни слова о том, что регресс может усиливаться. Сначала перестало прокатывать качание коляски: качай-не качай, она все равно просыпалась после первого цикла. Потом и попытки продлить сон грудью тоже стали проваливаться одна за другой: грудь то она сосала, но вот снова не засыпала. Потом я и вовсе поняла, что если ребенок поспал 40 минут - это даже неплохо, потому что начали появляться сны по 30 и 20 минут (то есть она начала просыпаться во время цикла, теряя самую последнюю и важную фазу - фазу переработки поступившей в мозг информации). В самый острый период пару раз случались сны даже по 10 минут!
В какой-то момент я бросила все попытки продлять сны, так как единственное, что для нас работало - спать вместе с ней. Со мной она могла проспать и час двадцать, и два, и два с половиной часа. Тогда же у нас сформировалась традиция первого совместного сна: мы заваливались спать вдвоем на первый дневной сон и досыпали.
Из-за того, что сны во время регресса становятся короткими, ребенок не успевает полноценно отдохнуть и во время последующего бодрствования становится капризным, быстро устает. Привычно время бодрствования заметно сокращается: Марго до регресса могла спокойно выдерживать 1.5 часа, а вот после коротких снов были бодрствования по часу-часу пятнадцать. Получалось очень много коротких снов за день, и мне иногда казалось, что все, что я делаю в этой жизни - это укладываю Риту спать.
Ещё сон стал очень чувствительным: она могла проснуться от любого звука (лай собаки/колокольчик на двери в магазине/слишком громкое шуршание пакета). Поэтому прогулки становились все более затруднительными - старалась гулять как можно реже, только если действительно куда-то было надо. Дома охранять её сон было намного легче.
Вот тогда жизнь реально стала похожа на день сурка + частые капризы из-за коротких снов. Период с понедельника по пятницу становился похожим на передачу "Сдохни или умри", так как я была с дочерью одна. На выходных было чуть полегче, так как с нами был муж, мы чаще всего занимались покупками для ремонта, часто ездили куда-то на машине. В ней малышка засыпала хорошо и для этого почти не приходилось прикладывать каких-либо усилий: дала грудь, положила в автолюльку или через 5 минут клиент готов. Кроме того, муж много носил на руках капризную Марго, где она ведет себя спокойнее. У меня нет таких физических сил, чтобы столько носить ребенка на руках.
Был ли сложным этот период? Да, пожалуй был. Было ли это из разряда невозможного? Нет, это можно пережить. Я просто продолжала укладывать Маргариту спать по 5-6 раз на дню, свято веря в то, что это когда-нибудь закончится. И оно закончилось. Но не резко, а так же плавно, как началось.
Я хорошо помню тот день, когда она вдруг не проснулась в коляске после первого цикла и проспала самостоятельно 1 час 20 минут. Потом такие эпизоды стали повторятся чаще и чаще, потом она уже могла самостоятельно продлевать сон и дома в кровати, без моего присутствия рядом и без груди. В общем, она научилась самостоятельно склеивать циклы сна. В этом и есть основная цель регресса. Мы её достигли. Конечно, она до сих пор выдает короткие сны по 30-40 минут, но обычно это либо из-за истерики перед сном, либо от переутомления или перевозбуждение. В общем, это скорее исключение, а не правило.
Кстати, на качестве ночного сна наш регресс практически никак не отразился. Даже ночных пробуждений, обещанных экспертами, не было. Просыпалась также раза 3 на поесть и все. Спала дальше.
Вот такой у нас опыт регресса. Теперь я точно знаю, что это не выдумки. Этот период, действительно, сложный (в общей сложности он длился где-то месяц). Лучше быть морально и физически к нему готовым. И в самые сложные моменты помнить слова царя Соломона "Все пройдет, пройдет и это".