Найти тему
Советское Кино

«Иван Васильевич меняет профессию»: вольная фантазия Гения комедии по пьесе Михаила Булгакова

Потрясающая приключенческая комедия с элементами фантастики – еще одно уникальное творение великого советского режиссера Леонида Гайдая. Картина бьет все рекорды по количеству цитат и крылатых выражений на фильм.

За десять лет успешного творчества, режиссеру удается найти и успешно применить формулу создания качественного народного блокбастера. В неповторимый кино рецепт Гайдая входят интригующий сюжет, зрелищность, динамика и звездный актерский состав. И все это непременно должно быть приправлено злободневными шутками и раз и навсегда врезающимися в память диалогами, порой полными самоиронии.

Однако, в отличие от более ранних комедий творца, фильм имеет несколько пессимистичных ноток, в основном связанных с личной жизнью изобретателя Тимофеева (Александр Демьяненко). Из сюжета картины мы узнаем, что мужчина терзается сомнениями относительно верности своей жены Зины (Наталья Селезнёва). Но основное действие разворачивается вовсе не вокруг эмоций героя Демьяненко.

Изображение со страницы https://redcanyonmovie.com/th/movie/20803/
Изображение со страницы https://redcanyonmovie.com/th/movie/20803/

Интересно цветовое решение фильма: реальные события происходят в черно-белом варианте, а видение о путешествии во времени, явившееся Тимофееву, пока он был без сознания, цветное, насыщенное, увлекательное. Ощущается нечто печальное и изменившееся в стиле режиссера, но поклонники таланта великого мастера этого не заметят, потому что большая часть ленты посвящена случайной подмене и приключениям царя Иоанна Грозного (Юрий Яковлев) в Москве 70-х годов, а его неожиданного двойника и тезки Ивана Васильевича Бунши (опять же Юрий Яковлев) и домушника Жоржа Милославского (Леонид Куравлёв) в Москве XVI века.

Фантастическая и приключенческая комедия Гайдая запоминается зрителям не только благодаря великолепному и неповторимому актерскому исполнению звезд первой величины – Яковлев, Куравлёв, Демьяненко, Этуш, Крачковская, Крамаров – но и за счет удачных диалогов, а также уже традиционных для Гайдая музыкальных номеров, о которых можно говорить, как об отдельных произведениях. Песни в комедиях Гайдая – это самостоятельный культурный феномен, вышедший далеко за рамки кинопроизведений и ставший дополнением на разного рода праздниках советских граждан.

Если обратить внимание на героев «Ивана Васильевича», то можно заметить, что в фильме практически нет отрицательных персонажей. Отрицательный оттенок перенесен на ситуацию с подозрениями Тимофеева насчет связи его жены с режиссером. Но и эта неприятная ситуация разрешается в самом конце, развеваясь, как сказочное видение инженера о далеком прошлом.

Удивительно с каким мастерством удается режиссеру и актерам раз за разом создавать привлекательные образы персонажей, которые должны относиться к отрицательным. Так было с Геной Козодоевым из «Бриллиантовой руки» (Андрей Миронов). В «Иване Васильевиче» предстает еще более обаятельный жулик, проходимец и вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлёв), криминальный элемент давно разыскиваемый московской милицией. Вместе с Буншой Милославский составляет блистательный дуэт, устроивший переполох в Кремле XVI века.

Юрий Яковлев мастерски исполняет сразу две роли, воплощая образы совершенно противоположных по характеру людей – подкаблучника Бунши и тиранического самодержца Ивана Грозного. Игра Яковлева, как всегда, гармонична и безупречна.

Невозможно не упомянуть вклад Натальи Крачковской в сцене со скорой помощью, ставшей по-настоящему легендарной.

Гайдай обращается все к тем же традиционным приёмам, выработанным им в более ранних проектах – это неожиданный поворот событий, приём обмана зрительских ожиданий и другие. Немного неожиданным смотрится прямое обращение Куравлёва в камеру, несвойственное для художественного кино, разрушающее четвертую стену.

Режиссер не устает экспериментировать, сопоставляя сначала советскую действительность и быт западным нравам, как это было в «Бриллиантовой руке», а в «Иване Васильевиче» – сравнивая Москву начала 70-х с нравами России времён правления Ивана Грозного.

В то же время Гайдай усиливает комический эффект с помощью сравнения двух планов – выход милиции на вызов пострадавшего от ограбления Шпака (Владимир Этуш) и сбор врачей скорой помощи, вызванных женой Бунши (Наталья Крачковская). Также Гайдай сравнивает милиционеров с взбунтовавшимся войском Ивана Грозного, прознавшим о подмене царя-батюшки.

У «Ивана Васильевича» практически нет недостатков. В глаза бросаются одни лишь достоинства. Фильм высоко оценен зрителями по эту и другую сторону океана и является неповторимым эталоном советской комедии.