Найти тему

Ответы на вопросы слушателей в заключительном вебинаре курса "ТИМ в Госзаказе" 31.08.22 Степанов В.В.

Вебинар "Подведение итогов. Ответы на вопросы" проходит в рамках курса повышения квалификации "Осуществление функций государственного заказчика при реализации инвестиционно-строительных проектов с использованием технологий информационного моделирования"

К выступлению приглашены:

Постовалова Алина Анатольевна - Заместитель директора по инновациям и учебной работе НИИСФ РААСН, Руководитель Университета Минстроя

Степанов Вадим Валерьевич - Начальник управления BIM в строительстве АО "Рублево-Архангельское", Эксперт Университета Минстроя НИИСФ РААСН

Видео
Вопросы и ответы:

1. В итоге, какие именно мероприятия необходимо осуществить чтобы полноценно внедрить ТИМ?

a. Один из самых главных вопросов. Существуют значительные различия в том как внедрять ТИМы в зависимости от вида организации. Думаю, вы и сами понимаете что Цели и Задачи обязательно будут меняться в зависимости от того, чем занимается организация. Если коротко, то от проектировщиков требуется выпустить проработанных со всех сторон проект, выпустить его без ошибок, чтобы смета была составлена максимально точно и, в случае если заказчик использует различные ИТ системы для стройки или эксплуатации, учесть все требования по интеграции в эти ИТ системы. От экспертизы, понятно, требуется этот проект проверить.
b. Я это говорю к тому что Цели и Задачи чрезвычайно сильно влияют на то, как ТИМы внедрять.
c. Что же до заказчика или технического заказчика, то процедуры понятны. Первым делом утвердить цели и задачи от внедрения ТИМ. Давайте за основу возьмем такую цель, как минимизация расходов на строительство, а в части интеграций с внешними ИТ системами – обеспечить передачу данных в различные ГИС. В общем-то это как раз таки и соответствует нормативным правовым актам и нормативной технической документации в части ТИМ.
d. Хорошо. Первая этап закрыт – вы выбрали цели. Дальше нужно налить чай (можно с лимоном) и в спокойной обстановке описать следующие моменты: наличие ИТ инфраструктуры включая компьютеры и ПО, наличие людей для работы, регламенты и сопутствующие орг. процедуры. Это именно то, что вам нужно. Три части единого целого: инструменты, люди и регламенты. Звучит, возможно, очень просто но это и правда так.
e. Дальше начинается самое интересное – процесс внедрения. Нужно не просто разрозненно покупать ПО и компьютеры и обучать чему-то в области ТИМов всех подряд, Нужно увязать между собой три основные составляющие (инструменты, люди и регламенты). Тут я бы советовал начать с разработки именно регламентов и процедур. Можете вместе с этим описать процессы, составить трехуровневые карты процессов, но если вы только начинаете, можно и без этого – главное понять кто и что будет делать.
f. На верхнем уровне я бы тут остановился, так как дальше – начинаются нюансы во внедрении в зависимости от вида деятельности организации. Допустим, для муниципалитетов – обеспечить людей обучением, техникой и программами, назначить ответственных за внедрение и процессы, обязательно сделать интеграцию с вашим ГИСОГД. Требования для вас уже написаны – это постановления и СП по ТИМ. Эта вся информация была в лекционных материалах, сейчас не будем долго перечислять. Пожалуй, для муниципалитетов как раз проще всего внедрить ТИМы. Проектным организациям нужно долго учиться и делать пилотные проекты, экспертизам создавать автоматизированные проверки моделей и интегрироваться с несколькими ГИСами.

2. Какие требования к моделям для экспертизы?

a. Вопрос часто задают. Самый короткий ответ – те, что заложены в договоре с проектировщиком.

3. Как составить ТЗ на разработку модели?

a. Вопрос объемный. Освещался в лекциях довольно детально. Попробую коротко отметить самые важные аспекты. Первое – требование по среде общих данных (СОД). Нужно понять кто будет владеть СОДом – вы или проектировщик. Обновлять модели (и проверять их) нужно не реже раза в две недели. Это обеспечит ритмичность работы, которая в свою очередь обеспечить качественные коммуникации по проектным решениям. Не просите показывать и высылать чертежи в первую очередь. Модель – вот что в первую очередь.

4. Обязательное внедрение ТИМ перенесли на 2023 год?

a. Еще нет. Проект изменения ППРФ-331 уже прошел ОРВ, но не выпущен. В текущем и актуальном нормативно-правовом поле ТИМы обязательны с 1 января текущего года.

5. Модель стоит больше обычного проекта. Как обосновать для муниципалитетов увеличение стоимости?

a. Вот не сказал бы что модель стоит дороже чем проект. Затраты на, скажем, Ренгу сопоставимы с затратами, которые раньше уходили на Автокад. Моделирование само по себе то не дороже. Люди, которые могут моделить стоят больше – да.
b. Теперь к вопросу об обосновании доп стоимости: Минстрой РФ выпустил «Методику определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели» в конце 2020 года. Там есть повышающие коэффициенты. На них можете легко опираться.

6. Вы рассказывали про бережливое строительство. Так в итоге чем лучше пользоваться?

a. Были такие лекции, да. Они были разделены на 2: общее по бережливому строительству и по прогрессивному пакетированию работ. Общая информация была про приемы, которые можно использовать при реализации проектов. Я называю это приемами потому что многие энтузиасты и даже практики с опытом видят их несколько по-разному. Например, кто-то говорит 5Сигма, а кто-то 6Сигма и обе стороны считают друг друга дилетантами. Различия в подходах к внедрению тоже бывают: у кого-то нужно сделать 5 шагов, у кого-то 6 и последовательность этих шагов тоже различная. Потому и «приемы».
b. Вторая лекция была про сформированный, описанный единый подход – это метод прогрессивного пакетирования работ. Я бы советовал ознакомиться со всем и тогда вы поймете что к чему.