Рубрика #педагогический_ликбез.
Совсем скоро — 9 сентября — исполнится 194 года со дня рождения Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя и замечательного педагога. Пожалуй, многие из вас слышали о том, что Л. Н. Толстой был одним из основоположников теории свободного воспитания, однако мало кто знает о педагогическом пути писателя, который длился с различными по продолжительности перерывами вплоть до конца жизни Льва Николаевича.
Условно педагогический путь Л. Н. Толстого можно разделить на четыре этапа. Возможно, исследователи жизни и творчества русского писателя могут упрекнуть меня в неправомерности выделения отдельных этапов, тем не менее каждый из них ознаменован развитием / изменением педагогических взглядов Толстого.
Этап I (1849–1851 гг.)
Уже в возрасте 21 года молодой и пока ещё безбородый Лев Николаевич начал учить грамоте крестьянских детей в своем родовом имении Ясная Поляна. Занятия были прекращены по причине того, что Толстой поступил на военную службу. Обычно этот период не выделяют в отдельный, поскольку сведений о нём ничтожно мало. Однако важен тот факт, что проблемы народного образования волновали даже молодого Льва Николаевича.
Этап II (1859–1862 гг.)
После возвращения с Крымской войны Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, а также содействовал в открытии ещё нескольких крестьянских школ в ближайших селениях. Позднее писатель будет именовать этот период своей жизни временем «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом». Тогда Толстой полагал, что его общественный долг — нести крестьянам просвещение.
Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножечко тому, что мы сами знаем.
Через год после открытия школы в Ясной Поляне писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах. Вернувшись спустя девять месяцев домой, Толстой начал реформировать созданные им учебные заведения в части учёта национальных особенностей и социальных условий обучающихся.
Идеи свободного воспитания нашли отражение в том, что в программу народного образования были включены не только письмо, счёт и религия, но и география, история, рисование, черчение, пение. Занятия начинались в 8–9 часов утра. В полдень делался обязательный перерыв на обед и отдых. Затем занятия возобновлялись ещё на 3–4 часа. Уходить ученики могли, когда им захочется (даже во время занятий). Более того, учащиеся школы не имели строго определённого места — каждый садился там, где ему хотелось. Важно отметить, что домашних заданий учителя не задавали.
В этот же период писатель начал издание педагогического журнала «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Несмотря на то, что статьи журнала вызывали у современников яркий отклик и в России, и за рубежом, помещикам инновационные взгляды Л. Н. Тостостого пришлись не по душе. Летом 1862 года в отсутствие графа жандармами был осуществлён обыск в Яснополянской школе, что очень оскорбило Льва Николаевича, и в знак протеста писатель решил прекратить свою педагогическую деятельность.
Этап III (1869–1890 гг.)
Спустя семь лет Л. Н. Толстой вновь увлёкся педагогикой, и уже в 1972 году увидело свет первое издание «Азбуки» (книга 1 размещена здесь).
…будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть…
В толстовской «Азбуке» можно было найти и рассказы, и былины, и притчи, и статьи; в большинстве произведений восхвалялся всякий физический труд; также ученикам предлагались проблемные вопросы на морально-этические темы.
Позднее — в 1875 году — выходит переработанная «Новая азбука», а также «Книги для чтения» (4 шт.). Кроме того, примерно в этот же период Л. Н. Толстой составляет учебник арифметики.
Ещё 70-е годы ознаменованы тем, что Лев Николаевич снова начал учить крестьянских детей в Яснополянском доме. Одновременно с этим писатель разработал проект крестьянской учительской семинарии, однако осуществить его Толстому так и не удалось. Тем не менее вплоть до 80-х гг. включительно писатель активно пишет статьи, в которых освещает вопросы первоначального обучения и деятельности народных школ.
Этап IV (1890–1908 гг.)
В последний период своего педагогического пути Л. Н. Толстой пересматривает некоторые свои идеи о воспитании — именно тогда он начал утверждать, что человек носит бога «в самом себе», а во главу угла необходимо ставить всеобщую любовь к людям, смирение и всепрощение. В это же время писатель говорит о единстве образования и воспитания.
В 1907–1908 гг. Лев Николаевич по-прежнему ведёт занятия с крестьянскими детьми. Одновременно писатель ходатайствует перед Министерством просвещения о допуске его к проведению занятий с московскими подростками в вечерней школе, однако ему отказывают.
Лев Николаевич Толстой отдал педагогике практически 60 лет своей жизни, а его педагогический путь был тернист и увлекателен одновременно. Интерес к толстовским идеям, я думаю, не угаснет ещё у многих поколений российских и зарубежных учителей и исследователей.