Найти тему
5,3K подписчиков

Вся надежда на детей! Как приучить их заботливо относиться к природе

Основные модели поведения мы усваиваем в детстве: как правильно дружить, почему нельзя обижать всех подряд, что такое добро, что такое зло. Мы учимся контактировать с внешним миром — и в том числе с природой.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок ответственно относился к природе, начинать нужно с малых лет.

Основные модели поведения мы усваиваем в детстве: как правильно дружить, почему нельзя обижать всех подряд, что такое добро, что такое зло.

Что такое «экологичное мышление» для ребёнка

Для нас, взрослых, экология — это про что-то масштабное, большое, политико-экономическое. В голове сразу всплывают глобальное потепление, злостные американские корпорации, огромные свалки.

Естественно, что ребёнку это всё непонятно — да и не нужно, в общем-то. Детская экологичность — что-то более приземлённое и базовое: о том, что нельзя обижать животных и выкидывать мусор, где ему хочется.

Не стоит ждать, что ребёнок пойдёт на экологические митинги. Важно для начала привить экологичность в быту. «Взрослые проблемы» всё равно его догонят.

Сначала — подготовьте

Ребёнок не может и не будет мыслить абстракциями. Если что-то нельзя пощупать и увидеть, в мире ребёнка этого просто нет. Он не поймёт, что такое озоновая дыра и при чём тут китайские заводы.

Основные модели поведения мы усваиваем в детстве: как правильно дружить, почему нельзя обижать всех подряд, что такое добро, что такое зло.-2

Чтобы «приземлить» проблему, можно воспользоваться играми, прогулками, хобби, развлечениями и много ещё чем.

Цель экологического образования — избавиться от абстракций. Сделать экологичность для ребёнка максимально наглядной и понятной.

Проведите экологическую прогулку. Экопрогулка — медленная, вдумчивая и размеренная. Обычно ребёнок воспринимает природу и всё, что его окружает, как декорации к чему-то другому, а во время экопрогулки должно быть наоборот: природа — главное.

Важно, чтобы у ребёнка было время посмотреть по сторонам, заметить траву, деревья, цветы, понюхать их, испачкаться. Для такой прогулки хорошо подойдёт городской парк, пруд у дома или загород.

Если есть возможность, подготовьтесь к прогулке заранее: посмотрите, какие цветы и деревья растут вокруг, подумайте, что интересного об окружающем мире вы хотите рассказать, будьте готовы отвечать на мило-наивные вопросы.

Посетите контактный зоопарк. Для большинства городских детей животные — это голуби, кошки, собаки и иногда белки. О том, что за пределами города есть целый живой мир, узнают только из книг.

Здесь тоже важно «приземлиться»: сходить в контактный зоопарк и
прямо руками, прямо потрогать животных — посмотреть, как они себя ведут, погладить, узнать больше об их происхождении.

Расскажите, как устроен мир. Теперь ребёнок знает, что есть природа и животные, что они живые и что-то там делают. Но связи между собой и ими он всё ещё не видит: кажется, что, например, кошки — это просто весёлые меховые куклы.

Чтобы убрать барьер непонимания, нужно поиграть с ребёнком и объяснить ему, откуда взялось всё на свете, почему мы — такие же кошки, только с разницей в несколько десятков миллионов лет, и зачем это всё нужно.

Не нужно пересказывать всю теорию Дарвина и объяснять, чем дриопитек отличается от австралопитека. Но и совсем упрощать тоже не нужно: дети старше шести лет уже неплохо понимают метафоры и могут строить логические связи. В общем, будьте по-детски простыми, и вас поймут.

Вопросы, которые точно заинтересуют ребёнка

Почему Луна круглая?
Потому что есть невидимая сила тяготения, которую вы будете проходить в школе: эта сила как бы сжимает Луну со всех сторон и заставляет быть круглой

Почему шимпанзе и человек так похожи?
Потому что человек произошёл от обезьяны. Когда-то, миллионы лет назад, наши предки и были обезьянами. Одна научилась разводить огонь, другая — ходить на двух ногах, так и появилась цивилизация.

Почему даже комары делают полезное дело?
Нет плохих и хороших животных. Если, например, не будет комаров, лягушкам будет нечего есть — тогда лягушек не станет, и повсюду будут мухи. Природа очень хрупкая: если что-то из неё убрать, всё сломается.

Почему небо синее?
У нашей планеты есть «одеяло» — атмосфера, в ней воздух, которым мы дышим. Когда солнечные лучи проходят через атмосферу, они меняют свой цвет с белого на синий

Потом — научите

Теперь ребёнок понимает, как он связан с природой, но всё ещё не знает, как именно может ей помочь. Настало время обучить, а дети лучше всего учатся в игре.

Игра «раз и ещё раз». Расскажите, почему важно использовать вещи по максимуму, научите рисовать с двух сторон бумаги, ходить в магазин с шопером. И не просто обучите — объясните, как именно это связано с природой.

Основные модели поведения мы усваиваем в детстве: как правильно дружить, почему нельзя обижать всех подряд, что такое добро, что такое зло.-3

А ещё у вас наверняка есть ненужные вещи: подумайте, во что вы с ребёнком можете их превратить, чтобы переиспользовать. Если есть старые джинсы — вы можете их «закастомить», дать вторую жизнь. Или, например, у вас есть фанера от старого шкафа — на ней можно рисовать!

Основные модели поведения мы усваиваем в детстве: как правильно дружить, почему нельзя обижать всех подряд, что такое добро, что такое зло.-4

Совместная забота о природе. Чтобы показать, как человек может влиять на природу, вы можете доверить ребёнку выращивать растение или гулять с домашними питомцами. Так ребёнок сможет привязаться и почувствовать ответственность.

Ещё больше материалов о заботе о природе, себе и близких вы можете прочитать в нашем блоге «Зелёный вектор» — переходите по ссылке, чтобы начать осознанную жизнь!