Я уже говорила в предыдущих статьях, что мы потеряли связь с братом моего мужа. За это время мы созвонились и встретились со многими знакомыми, которые владели хоть какой-то информацией по этому поводу. И все они говорили одно и то же - он погиб под завалами. Но где это произошло, точно никто не знает. И практически все знакомые узнали о его гибели из уст той женщины, которая с ним жила.
Найти эту женщину мы до сих пор не можем. Так получилось, что Василий начал жить с ней незадолго до войны. И мы только знаем, что ее зовут Лиза и жила она по ул. Гугеля, д. 24 (квартиру не помню). Это соседний дом рядом с братом. К сожалению, мы даже не знаем её фамилию. И это очень сильно затрудняет поиски.
Дом Лизы полностью разрушен, и где она сейчас, никто не знает.
Мы съездили к брату домой, но это совершенно ничем нам не помогло. Муж осмотрел всю квартиру, за исключением тех мест, где крыша и стены полностью завалены. И единственное, что мы поняли - то, что в квартире нет его паспорта. Значит, он всё-таки был с документами на руках.
Вот так выглядит теперь этот дом:
К слову, в этом доме мы прожили с мужем 18 лет. Как пришла я к нему 18-летней девчонкой, так и жили мы здесь до тех пор, пока не решили обменяться с Виталика братом за 2 года до войны.
Почему мы решили обменяться? На тот момент я забеременела и инстинкт "гнездования" сделал свое дело. Мне очень сильно захотелось жить в частном доме. И хотя до этого брат неоднократно предлагал нам обменяться, но мы категорически отказывались. Раньше нам совершенно не хотелось менять свою уютную трёхкомнатную квартиру на дом, в котором ещё делать и делать... В нем не было даже минимального ремонта.
Брат много лет жил один и его совершенно не беспокоило состояние дома.
Но когда я забеременела, то меня даже это не останавливало. Я хотела сама создать свое уютное гнёздышко, пусть даже и со временем.
Когда мы переехали в дом в 2020 году, то первым делом поменяли всю проводку в доме (так как она была того же возраста, как и Советский Союз), установили новый газовый котел, сделали дымоход и утвердили проект на все сделанные изменения в горгазе (оказалось, что до этого все было неправильно), поменяли сантехнику и начали ремонт на кухне. Но увы, началась война, и все остановилось.
Сейчас я хочу продолжить ремонт, так как все материалы для этого сохранились. Грех этим не воспользоваться.
Но я отвлеклась от темы.
Нам посоветовали съездить в морг, который находится на окраине города возле бывшего гипермаркета "Mетро". Но мы никак не соберёмся туда поехать. Наверное, надежда найти брата живым мешает нам искать его среди мертвых. Мы все оттягиваем этот момент, но чем дальше, тем больше мы понимаем, что этого неприятного процесса нам не избежать. Ведь поиски без вести пропавших всегда начинают с моргов, как бы этого не хотелось.
***
Из тех дел, которые мы запланировали первоочередно, почти все сделали. Оформили пенсию дедушке и пособие на ребенка. Теперь нужно ждать, когда Донецк включит нас в список.
Списки на получение пособий и пенсий вывешиваются на здании Почты Донбасса. Возле почты всегда очередь - люди получают свои выплаты.
Мы уже несколько раз ходили смотреть списки, но пока своих фамилий мы там не обнаружили.
Работник почты нам сказала, что на данный момент ещё не получили выплаты даже те, кто подавал документа в мае. А мы подали в конце июля. Так, что ждём...
Также мы собрали все необходимые документы для подачи заявления на компенсацию разрушений. Мой муж является собственником разрушенной квартиры, в которой жил его брат, и нашего дома, который, как вы знаете, частично поврежден.
Когда мы подавали заявление по поводу разрушенной квартиры, то у нас спросили, есть ли нам где жить. Мы ответили, что есть, и нас поставили во вторую очередь. В первой очереди идут те, кто остался без ничего и живёт, где придется. Им будут предоставлять какое-то временное жилье, пока не выдадут квартиры.
А по поводу нашего дома - к нам приезжала комиссия и оценила уровень повреждений. Затем они записали те материалы, которые нам выдадут. Предварительно сняв замеры, комиссия насчитала нам такой список: 5 окон (окна засчитываются только в жилых комнатах и одно из них почему-то не засчитали, но и на том спасибо, если их, конечно, действительно дадут), одну входную дверь (которую полностью выбило от ударной волны), 36 листов шифера (и к ним в придачу доски и гвозди), а также материал для отвалившихся потолков (но сказали, что скорее всего это будет цемент с песком).
Я сердечно поблагодарила всех членов пришедшей комиссии и спросила, "а неужели и правда дадут материалы?" Мне ответили, что правда, только неизвестно когда.
Честно говоря, мы на это сильно не надеемся и стараемся пока все делать своими силами.
Виталик уже подремонтировал крышу, насколько это возможно в текущих условиях - пробитые места в шифере задул монтажной пеной, подобавлял, где нужно куски шифера, который у него был в наличии.
Но хочу я вам сказать, сделал он это на совесть. До этого во время дождя одну половину дома заливало водой. А теперь - ни капельки.
Также Виталик подправил дымоход от газового котла (он был наполовину снесён), замазал дырки вокруг выбитых оконных рам и замазал дырки в наружных стенах со стороны взорвавшегося снаряда.
Нужно ещё вставить отсутствующие стекла в окнах, но сначала их нужно порезать, так как те куски стекла, что у нас были в запасе - большего размера, чем нам нужно.
Но этим Виталик будет заниматься чуть позже. Сейчас стоит жара и частичное отсутствие стекол в окнах нас не сильно смущает. А от дождя защищает пленка. Сейчас есть более актуальные дела, которые тоже нужно делать, и как можно скорее.
Например, Виталик с Данилом начали заниматься заготовкой дров на зиму. Иногда мой муж бывает очень упрямым. Я его уверяю в том, что к зиме дадут газ (по крайней мере, я искренне в это верю). Но он как всегда решил перестраховаться и запастись дровами.
Бензопила у нас есть (как вы помните, ее мы также привезли с России), повреждённых деревьев в округе тоже немало, поэтому теперь в нашем дворе можно наблюдать такую картину:
И дрова почти каждый день пополняются.
Осталось сделать дровник, так как во дворе у нас , кроме дома вообще никаких построек больше нет. А дрова нужно где-то хранить.
А ещё у нас хорошая новость! Виталик дал объявление в чатах Телеграма левобережного района о покосе травы и распиле деревьев. Как оказалось, бензопила и бензокоса - это прекрасная возможность для заработка в это нелегкое время.
Ему стали звонить люди и он теперь регулярно выполняет заказы. Не знаю, как пойдет дальше, но пока работа есть.
Конечно, эта работа связана с определенными рисками. К примеру, сегодня во время работы, когда он косил траву, то обнаружил вот такой сюрприз:
Но куда деваться, сейчас везде опасно работать - и завалы разбирать, и выполнять демонтаж объектов, и налаживать коммуникации. Я очень переживаю за него и всегда благословляю его перед выходом из дома.
Да ещё и сынок мой устроился подсобным рабочим. Работает на различных объектах: ремонт детского сада, демонтаж магазинов и т.д. Так как он несовершеннолетний, то ему дают более безопасную работу - что-то перенести, подать, помогать сварщику варить конструкции и другое. В принципе, работа не лёгкая, но он доволен, хотя и сильно устает.
Данил хочет заработанные деньги откладывать себе на образование. В этом году он закончил школу и планировал поступать в "мореходку". (Мне вообще не нравится его выбор профессии, но меня никто и не спрашивает).
Когда мы ещё были в России, он искал подходящий институт. И собирался ехать и поступать в один из вузов. Но когда мы вернулись в Мариуполь, то Данил узнал, что на данный момент в приморском районе города возобновил свою работу Азовский морской институт. До войны - это был филиал Одесского морского вуза, а сейчас он стал филиалом Севастопольского "СевГУ". Так что сюда он и подал документы на поступление.
Данил хочет учиться заочно, чтобы иметь возможность работать. До войны он подрабатывал в web-студии - настраивал и вел рекламные кампании по контекстной рекламе для различных местных организаций. Когда у нас появится свет и интернет, то он планирует продолжить работу в этом направлении.
Но проблема в том, что бесплатное образование для жителей ДНР по этой специальности возможно только на дневной форме обучения. А он совершенно не хочет 5 лет сидеть без денег (ну очень уж амбициозный парень). Поэтому сынок решил заработать себе на оплату за первый год учебы.
Стоимость за год - 52 тысячи рублей. Но на днях он узнал, что можно оплачивать посеместрово. До середины октября ему нужно оплатить половину суммы. Но есть вариант, что могут разрешить помесячную оплату, об этом руководство сообщит ему в ближайшее время. Если разрешат, то это будет вообще прекрасно - 4 тысячи в месяц уж как-то можно найти.
И хотя я не в восторге от этой профессии, но считаю, что образование никогда не бывает лишним. Если так уж сильно хочет быть моряком - это его выбор, и я этот выбор буду уважать, даже если с ним не согласна.
***
Кстати, на днях я узнала, что трибунал над азовцами будет проходить в Мариуполе. Уже сварены железные клетки, в которых они будут находиться во время суда. Неделю назад приехала комиссия, которая готовит все для данного процесса.
Если честно, я немного с опаской отношусь к этой новости. Ходят слухи, что возможны теракты с украинской стороны, чтобы не дать этому процессу пройти, как запланировано.
***
Сегодня вспомнила, что не рассказала вам о том, как в первые дни после возвращения в Мариуполь мы попали на детский праздник в парке "Веселка" (теперь этот парк гордо зовётся по-русски "Радуга").
Здесь выступали детские танцевальные и вокальные коллективы. Очень порадовали детей выступления клоунов. Также были различные конкурсы по рукоделию и рисованию мелками.
Единственное, что омрачало этот праздник - побитые детские площадки. Детей нельзя было пускать в игровые зоны - все они были ограждены лентой. Качели, игровые комплексы, горки были побиты осколками и имели острые зазубрины.
Но мы чудесно провели время и без них. Дарина смотрела выступление, бегала по площади, прыгала на резиновых батутах, рисовала мелками и даже умудрилась испортить девочке рисунок - нарисовала каки-маляки возле старательно нарисованного российского флага. Но так как конкурс рисунков уже закончился, девочка отнеслась к Дарине очень снисходительно и даже дала ей пару мелков.
По всему парку стояли военные с автоматами на случай возможных терактов. И хотя военных было много и они тщательно следили за порядком, но сама мысль о возможном теракте мягко говоря настораживала (особенно нас, вернувшихся с мирной России в пугающий послевоенный Мариуполь). Но глядя на остальных людей, которых, казалось, эта мысль нисколько не тревожила, я успокоилась.
Я считаю, что мариупольцы, не уехавшие из города - это люди, сделанные из стали. И кроме железной воли и терпения у них есть ещё сердце, которое любит, надеется и умеет радоваться даже тогда, когда есть о чем поплакать.
Честно говоря, этот праздник хорошо показал, насколько мариупольцы устали от войны и как им хочется снова жить, как раньше. Я смотрела на эти лица и понимала, насколько же они счастливы, что в наш город постепенно возвращается жизнь.
А ведь это действительно чувствуется. Из мертвого города Мариуполь на глазах становится таким, каким мы его помним до... Из руин и пепла поднимается несломленный русский народ, который когда-то был отдан Украине. И сейчас он с муками возвращается на Родину. Этот путь очень непростой для каждого жителя города. Мало того, этот путь оказался смертельным для нескольких тысяч людей. Но этот путь уже начат. А значит, мы обязательно дойдем до финиша...
***
Всем желающим помочь нам: карта Сбербанка России - 2202 2025 1917 5750