Г. Зиновьев (с поднятой рукой) выступает на первом съезде народов Востока. Сентябрь 1920 года, Баку
1 сентября 1920 года в Баку открылся Первый Съезд народов Востока. Сейчас это событие основательно позабыто, но на современников оно произвело неизгладимое впечатление. Главным вдохновителем съезда был Григорий Зиновьев. Среди прочего, съезд принял «Проект шариата», который старался согласовать положения шариата с марксизмом и коммунизмом.
О том, как восприняли съезд критически настроенные современники, мы можем судить по весьма злому и яркому отзыву английского писателя-фантаста Герберта Уэллса в его книге «Россия во мгле» (1920), которая, включая этот отрывок, неоднократно публиковалась в СССР.
«В Баку был созван съезд — ошеломляющий калейдоскоп людей с белой, чёрной, жёлтой и коричневой кожей, азиатских одежд и необыкновенного оружия. Это многолюдное сборище поклялось в неугасимой ненависти к капитализму и британскому империализму. Потом состоялось грандиозное шествие по улицам Баку, в котором, как я, к сожалению, должен отметить, фигурировали и британские пушки, неосторожно брошенные поспешно бежавшими строителями Британской империи». Были вырыты и вновь торжественно похоронены останки 13 человек, расстрелянных без суда этими самыми «строителями Британской империи», и сожжены чучела г.Ллойд Джорджа, г.Мильерана и президента Вильсона. Я не только видел в петроградском Совете кинофильм в пяти частях об этом замечательном фестивале, но благодаря любезности Зорина даже привёз его с собой. Этот фильм следует демонстрировать с осторожностью и только совершеннолетним. Там есть места, от которых г.Гройана из «Морнинг пост» и г.Редьярда Киплинга начнут преследовать кошмары, если только они вообще не лишатся сна, просмотрев его...
Я приложил все усилия, чтобы выяснить у Зиновьева и Зорина, чего, по их мнению, они добивались на бакинском съезде. И, по правде говоря, я не думаю, чтоб это было вполне понятно им самим. Сомневаюсь, чтоб у них была какая-нибудь ясная цель, если не считать смутного желания нанести через Месопотамию и Индию удар английскому правительству в ответ на те удары, которые оно наносило Советской республике при помощи Колчака, Деникина, Врангеля и поляков. Это контрнаступление почти так же неуклюже и глупо, как английское наступление, против которого оно направлено. Трудно себе представить, чтобы большевики могли надеяться, что между ними и разношерстной толпой недовольных, собравшихся на съезде, установится классовая солидарность. Один из самых эффектных номеров этого замечательного бакинского фильма — танец, исполненный джентльменом из окрестностей Баку. В отороченной мехом куртке, папахе и сапогах он стремительно и искусно танцует что-то вроде чечетки. Вынув два кинжала, он берёт их в зубы и устанавливает на них два других, лезвия которых оказываются в опасном соседстве с его носом. Наконец, он кладет себе на лоб пятый кинжал, продолжая с тем же искусством отбивать чечётку в такт типичной восточной мелодии. Подбоченясь, он изгибается и идёт вприсядку, как это делают русские казаки, всё время описывая медленные круги и не переставая хлопать в ладоши. Сейчас в хранящейся у меня свёрнутой в рулон копии фильма он ожидает подходящего случая, чтобы снова пуститься в пляс. Я пытался установить, был ли он типичным азиатским пролетарием или символизировал нечто иное, но так и не добился ясности. Однако в фильме ему отведены десятки ярдов пленки. Я с удовольствием воскресил бы Карла Маркса специально для того, чтоб посмотреть, как он будет глубокомысленно разглядывать его поверх своей бороды...
Д. Моор. Плакат. «Товарищи Мусульмане! Под зелёным знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши степи, ваши аулы. Враги народа отняли у вас родные поля. Ныне под красным знаменем Рабоче-Крестьянской революции, под звездой армии всех угнетённых и трудящихся собирайтесь с востока и запада, с севера и юга. В сёдла, товарищи! Все в полки Всевобуч!»
Хо Ши Мин — будущий лидер коммунистов Вьетнама — один из участников съезда
Надеюсь, что я не обижу товарища Зорина, к которому питаю искреннее чувство дружбы, если признаюсь здесь, что не могу серьёзно отнестись к его бакинскому съезду. Это был карнавал, театрализованное зрелище, красочная инсценировка. Было бы абсурдом считать это съездом пролетариата Азии. Но если сам по себе съезд не имеет большого значения, он важен как признак перемены курса. Для меня главный его смысл в том, что он свидетельствует о новой большевистской ориентации, представителем которой является Зиновьев. До тех пор, пока большевики непоколебимо придерживались учения Маркса, они обращали взоры на Запад, немало удивляясь тому, что «социальная революция» произошла не там, где она ожидалась, а значительно дальше на Восток. Теперь, когда они начинают понимать, что их привела к власти не предсказанная Марксом революция, а нечто совсем иное, они, естественно, стремятся установить новые связи. Идеалом русской республики по-прежнему остается исполинский «Рабочий Запада» с огромным серпом и молотом. Но если мы будем продолжать свою жесткую блокаду и тем самым лишим Россию возможности восстановить свою промышленность, этот идеал может уступить место кочевнику из Туркестана, вооружённому полудюжиной кинжалов. Мы загоним то, что останется от большевистской России, в степи и заставим её взяться за нож.
На картине Романа Подобедова «Ленин беседует с Гербертом Уэллсом» (1984 г.) английский фантаст изумлённо разводит руками, услышав невероятные фантазии «кремлёвского мечтателя»
Если мы поможем какому-нибудь новому Врангелю свергнуть не такое уж прочное московское правительство, ошибочно полагая, что этим самым установим «представительный строй» и «ограниченную монархию», мы можем весьма сильно просчитаться. Всякий, кто уничтожит теперешнюю законность и порядок в России, уничтожит все, что осталось в ней от законности и порядка. Разбойничий монархический режим оставит за собою новые кровавые следы по всей русской земле и покажет, на какие грандиозные погромы, на какой террор способны джентльмены, пришедшие в ярость; после недолгого страшного торжества он распадется и сгинет. И тогда надвинется Азия. Снова, как тысячу лет назад, на огромной равнине, до берегов Днестра и Немана, всадник будет грабить крестьянина и крестьянин подстерегать всадника. Города превратятся в груды развалин среди безлюдной пустыни, железнодорожные пути — в ржавый лом, пароходы исчезнут с затихших рек...
Бакинский съезд произвёл на Горького глубоко удручающее впечатление. Ему мерещится кошмарное видение — Россия, уходящая на Восток. Быть может, и я заразился его настроением».
Герберт Уэллс, Максим Горький и Мария Закревская, в тот момент — гражданская жена Горького, ставшая затем гражданской женой Уэллса
Могут спросить: а какой общий вывод из данного текста? Вывод простой: сто лет назад большевики, пусть и не сразу, но сумели повернуть Восток против капитализма, на сторону прогресса. Следствием чего стали, в частности, красные революции в Китае и Вьетнаме в 40-е годы, крушение колониальной системы, объединение Вьетнама в 70-е годы, совсем дальним отзвуком — победа революции под красными знамёнами в Непале в 2008 году. И, конечно, революционные и красные движения во многих восточных странах. С 70-х годов, увы, капитализм сумел взять на Востоке частичный реванш, что началось с поддержки Западом клерикальной реакции в Афганистане, а продолжается резнёй под чёрными знамёнами во многих странах, нынешними войнами в Йемене, Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане...