Разделим процесс лицензирования на 2 этапа:
1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения.
2. Получение лицензии.
⠀
На этапе получения СЭЗ рассматривается соответствие помещения требованиям санитарного законодательства (соблюдение СП, СанПиН).
Разберем основные нюансы:
1. Обратите внимание на выписку ЕГРН или свидетельство о праве собственности на объект недвижимости: какое назначение земли и помещения там указано.
Помещение должно быть нежилым. Допускается размещение на цокольном этаже (не путать с подвальным).
Недавно обратилась стоматологическая клиника, у которой помещение нежилое и отделка в целом неплохая, но есть одно но! Номер этажа, на котором размещается помещение – ПОДВАЛ, при этом есть окна.
В СП 2.1.3678–20 четкого разграничения между подвалом и цоколем нет, но есть формулировка:
4.6.1. В медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение. То есть, в каждом кабинете приема должно быть окно.
4.6.2. Без естественного освещения или с освещением вторым светом, при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена, размещаются: технические, инженерные помещения и еще ряд строго обозначенных помещений.
Поэтому покупая здание или заключая договор аренды, обращайте внимание на номер этажа.
2️. Невозможность размещения в многоквартирных домах ряда специализаций.
Косметологические центры часто хотят иметь в своей лицензии такой вид деятельности, как дерматовенерология, а располагаются они в многоквартирных домах.
В п. 4.1.4. СП 2.1.3678–20 прописано: размещение медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилям "Инфекционные болезни" (дерматовенерология предполагает именно инфекционный профиль), "Фтизиатрия", в многоквартирном доме не допускается.
Часто просят: «Нам не нужна дерматовенерология, пролицензируйте ДЕРМАТОЛОГИЮ». Но в приказе № 866н от 19.08.2021. такого вида деятельности просто нет.
3️. Миф: не обязательно иметь комнату временного хранения медицинских отходов.
Это не так! Нет требований к квадратуре комнаты временного хранения медотходов, но ее наличие обязательно. С/у, комната хранения отходов и другие вспомогательные кабинеты могут быть любой квадратуры, но изолированными.
Иногда клиенты решают выйти из ситуации путем установки перегородок в кабинете приема врача или ординаторской. Т.е. выделить несколько квадратов и сделать комнату хранения отходов прям в кабинете. Попасть в нее, соответственно, можно только через кабинет врача или комнату приема пищи и отдыха персонала.
Это недопустимо! Помещения не должны быть проходными.
4️. Устройство потолка.
П. 4.3.3. СП 2.1.3678–20 «Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции» (это, кстати, относится ко всем поверхностям в медорганизации). Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке. Многие привыкли использовать потолочные панели «Армстронг», нужно быть осторожней.
5️. Наличие водоснабжения.
П. 4.4.5. СП 2.1.3678–20 «Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями».
Второй этап: Подготовка и сбор пакета документов для Министерства Здравоохранения
Перед тем как подробно рассказать про второй этап лицензирования, остановлюсь на техническом паспорте на помещение. Он входит в пакет документов для подачи в ФБУЗ ЦГиЭ и необходим для получения СЭЗ. С данным документом почти всегда проблемы...
Часто сталкиваюсь с тем, что клиенты берут помещение, в котором либо вносились какие-то изменения по перегородкам, либо сам клиент решает адаптировать помещение под свою деятельность.
ЗАПОМНИТЕ: если вносятся хоть какие-то изменения в планировку, то технический паспорт необходимо актуализировать в соответствии со всеми внесенными изменениями в планировку.
При подготовке пакета документов для Минздрава обратите внимание на следующие детали в отношении оборудования:
🔸 Оборудование приобретается в соответствии со стандартами оснащения кабинетов по тому или иному профилю.
🔸 Не покупайте лишнее оборудование. Если оборудование стоит под «звездочкой» или с формулировкой «по требованию», то не обязательно приобретать это оборудование для своей клиники.
🔸 Все оборудование обязательно должно быть с ДЕЙСТВУЮЩИМ регистрационным удостоверением. Проверить РУ можно на официальном сайте Росздравнадзора.
Требования в отношении специалистов:
🔹 Все квалификационные требования к мед работникам с высшим образованием прописаны в приказе №707н от 8 октября 2015 г.
🔹 Все квалификационные требования для специалистов со средним медицинским образованием прописаны в приказе №83н от 10 февраля 2016 г.
🔹 Со всеми сотрудниками, документы которых вы предоставляете для лицензирования, необходимо заключать трудовые договоры (ТД). Оригиналы ТД вы предъявляете на проверке Минздрава (ТД также содержат нюансы).
И еще ряд важных требований:
🔺 Договор аренды помещения требует отдельного анализа и проработки. Именно замечания по договору аренды являются причиной возврата документов.
🔺Договор на ТО мед техники должен быть заключён исключительно с организацией, имеющей соответствующую лицензию. Если есть рентгенологическое оборудование, то у компании с которой заключён договор ещё должна быть лицензия на проведение работ по ТО источников ионизирующего излучения.
❗️ Вы можете и не заключать договор со сторонней организацией, но тогда вам необходимо будет обучить своего инженера по новым требованиям и показать на проверке заключённый с ним трудовой договор.
Ошибкой является расхождение адреса в договоре аренды - выписке ЕГРН и СЭЗ. Адреса должны совпадать во всех 3 документах.
Ну и "вишенка на торте" - это само заявление на предоставление лицензии. В нем любая погрешность может привести к возврату пакета документов, поэтому заполнять его нужно с особым вниманием.
Всегда готова помочь с лицензированием или оказать консультацию.