Найти в Дзене

Разврат как метафора. Ханья Янагихара "Люди среди деревьев"

Надеюсь, вы уже читали книгу, потому что все, что я напишу - один большой спойлер. Впрочем, история не детективная и концовка в ней не главное. Напоминаю сюжет для подзабывших, кто его помнит, пролистайте до недоуменного смайлика. Итак, смотрим на поверхность: Нобелевский лауреат Нортон Перина, осужденный за растление малолетних, пишет автобиографию. И даже не пытается вызвать симпатию, раздутый сноб - презирает родителей, однокашников, преподавателей и коллег. Капелька симпатии к брату ситуации не спасает, он воспринимает брата как часть себя. В университете Нортон не блещет, что ничуть его не смущает. Ситуация меняется, когда он соглашается поехать в экспедицию на крошечный остров в Микронезии. Антрополог Пол Таллент хочет найти неизученное племя и ему в группе нужен врач. Уже на острове Перина узнает, что это племя долгожителей, а по легенде - бессмертных и задача экспедиции проверить легенду. Все подтверждается: члены племени, достигшие 60 лет, проходят через обряд поедания свяще

Надеюсь, вы уже читали книгу, потому что все, что я напишу - один большой спойлер. Впрочем, история не детективная и концовка в ней не главное.

Напоминаю сюжет для подзабывших, кто его помнит, пролистайте до недоуменного смайлика.

Итак, смотрим на поверхность: Нобелевский лауреат Нортон Перина, осужденный за растление малолетних, пишет автобиографию. И даже не пытается вызвать симпатию, раздутый сноб - презирает родителей, однокашников, преподавателей и коллег. Капелька симпатии к брату ситуации не спасает, он воспринимает брата как часть себя. В университете Нортон не блещет, что ничуть его не смущает.

Ситуация меняется, когда он соглашается поехать в экспедицию на крошечный остров в Микронезии. Антрополог Пол Таллент хочет найти неизученное племя и ему в группе нужен врач. Уже на острове Перина узнает, что это племя долгожителей, а по легенде - бессмертных и задача экспедиции проверить легенду.

Все подтверждается: члены племени, достигшие 60 лет, проходят через обряд поедания священной черепахи и живут так долго, что никто не знает предела их жизни. В какой-то момент долгожители сходят с ума и их изгоняют из племени. Найденные в джунглях старожилы действительно не разговаривают, не идут на контакт, но находятся в прекрасной физической форме и в состоянии себя прокормить. И лет им приблизительно от 400 до 700.

Перина тайком убивает одну из священных черепах и вывозит ее в Штаты, где экспериментально подтверждает чудодейственность мяса, как и неизбежно наступающее безумие.

За свое открытие Перина получает Нобеля, а остров буквально уничтожается фармацевтическими компаниями, стремящимися завладеть секретом "бессмертия". В очень короткий срок всю популяцию черепах переводят на мясо, а племя, задаренное "стеклянными бусами" перестает охотиться и начинает подражать белым, у которых всегда есть готовая еда и алкоголь.

Перина вновь приезжает на остров, ужасается увиденному и забирает с собой двух сирот из племени. Через какое-то время новый приезд и новые усыновления. В итоге Перина вывозит в Штаты и воспитывает 43 ребенка. Один из которых, в последствии, подает на Перину в суд.

Кстати, история основана на реальных событиях, был такой Даниел Карлтон Гайдузек, погуглите, если интересно.

Но, все описанное выше лишь оболочка, внешний слой. Каково же было мое удивление, что большинство отзывов о книге остановились лишь на поверхностной оценке сюжета. Брызжа слюной поминались и пропаганда педофилии, и попрание каких-то скреп, и желание автора выехать на шок-контенте. Захотелось каждого взять и немного встряхнуть: вы же читаете книги, вы же головой это делаете, ау!

Недоуменный смайлик
Недоуменный смайлик

В общем, вся эта ярко и красочно описанная Янагихарой история лишь обложка, за которой легко угадывается метафорический смысл. Поехали:

Насилие над детьми = колонизация.

Говоря о колонизации мы можем негодовать, рассуждать о ценности разных культур, но редко когда у этого есть эмоциональная вовлеченность. То ли дело, когда речь идет о насилии над ребенком, тут нас охватывают неподдельные ужас и отвращение. Мы понимаем, что дети после такой травмы едва ли восстановятся, но не экстраполируем это на насильно лишенное всех основ племя. Малая цивилизация беззащитна как ребенок перед силой и искушением "большой" цивилизации. Ее легко подавить оружием или сбить с толку диковинками. Легко втереться в доверие, если аборигены не знают, что такое ложь. У них нет иммунитета.

Антрополог Таллент, столь трепетно оберегавший племя - индеец, ему не надо объяснять, что такое колонизация. Думаю, он олицетворяет некое духовное начало. Перина тянется к нему, боится и мечтает приблизиться. Но, выбирая личную выгоду, теряет возможность дружбы или любви. Когда остров погибает, исчезает и Таллент.

Черепаха - интуитивно понятный символ мудрости и мироустройства. В полинезийской мифологии хранитель душ предков. То есть, уничтожение всей популяции черепах это тоже об уничтожении культуры племени.

Но, вишенкой на торте здесь полное непонимание Периной/колонизатором того, что творит. Его дневник заканчивается спокойным признанием, что он насиловал своих воспитанников, но это, мол, не насилие, не зло. Он сам видел у них в племени обряд инициации, где детей посвящали во взрослых через секс. Он любил своих детей и так выражал свою любовь.

Не знаю как вас, а меня эта книга перевернула, заставила глубже осознать, что именно уничтожается, когда "белый человек" вторгается в иные культуры и несёт им свет своей цивилизации. И во что превращается "уважительное отношение к чужой культуре" без понимания и контекста.

Одно осталось неясным: почему Янагихара лишает долгожителей рассудка? Считает, что земное познание ограничено? Или истинная гармония не нуждается в разуме? Или вовсе привет струльдбругам Свифта? Какие версии?)

Леса
8465 интересуются