Найти тему

ОНР 3 уровня. План работы для логопеда. Как помочь ребенку?

Всем здравствуйте.

Итак, к вам пришел ребенок с общим недоразвитием речи 3 уровня, или же вам удалось ввтянуть прежнего ученика с безречья до ОНР 3, как теперь строится работа и из каких этапов состоит:

1. Так же, как и на предыдущих уровнях необходимо продолжать вести работу над развитием интеллекта ребенка. Напомню, это делается для того, чтобы поскорее выйти в норму и не иметь ЗПР ( задержку психического развития). Речь идет рядом с развитием внимания, памятм, логики и мышления. Ребенок, чувствующий уверенность в своих силах, с большим энтузиазмом приходит на занятия и дает положительную динамику.

2. Развитие , укрепление артикуляционного аппарата. Гимнастика необходима и на этом этапе, особенно на этом этапе, так как логопед приступает к постановке и автоматизации отсутствующих звуков, исправлению дефектов в речи.

📌Что такое "постановка" и "автоматизация" звука? "Постановка"- это когда логопед старается научить ребенка правильно произносить определенный звук. Чаще всего страдают шипящие, свистящие, Ц, Ч, Л, Р. Хотя бывают трудности и со звуками раннего онтогенеза ( например, м, д, т, п, б и др) Термин "автоматизация" означает необходимость закрепить выученный звук в речи, то есть потренировать ребенка произносить слова с данным звуком. Важно, чтобы этот звук присутствовал в начале слова, в середине и в конце. Сперва даются одиночные слова, затем фразы, а уже в скором времени ребенок справляется с длинным предложением, где почти в каждом слове встречается трудный звук.

3. Работа над речевым дыханием. Правильные вдох и выдох необходимы не только для того, чтобы произнести правильно нужный звук, но и для высказывания целой фразы, предложения. А именно они и выходят на первый план при коррекции ОНР 3 уровня.

4. Слова разной слоговой структуры. Если при ОНР 2 большую часть времени логопед тратил на изучение слов с открытыми слогами без стечения согласных ( например, кофе, оса, море, копыто, погода), то теперь словарный запас расширяется и в работу идут более сложные слова: самолет, вертолет, скалка, крылья, продукты, кровать и др. Одним словом, слова, где больше слогов и плюс есть стечение согласных.

-2

5. Фраза и предложение. Теперь предстоит задача- научить ребенка самостоятельно составлять фразы и развернутые предложения, используя ранее изученные конструкции ( синтаксические конструкции). В этом деле не обойтись без фразового конструктора, пусть он как можно дольше применяется в работе и служит опорой для ребенка. Только после того, как он научится уверенно повторять за взрослым, чуть подглядывая проговаривать фразу, можно закреплять умения в сюжетно-ролевых играх.

6. Включение предлогов, местоимений, наречий, прилагательных. Этот пункт также относится к расширению пассивного и активного словарного запаса и к составлению уже не простых, обыденных предложений, а более сложных вариантов.

Например, раньше ребенок говорил : Аня идет по дороге", то теперь можно расширить до "Аня идет к бабушке по длинной дороге". Или "Миша любит мед" ➡️ Бурый миша любит кушать сладкий мед".

7. Развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия + освоение навыков чтения и письма. С 4-5 лет начинается важный этап в работе логопеда, теперь каждый звук принадлежит своей букве, поэтому опираясь на визуальную опору ( картинку) ребенок будет постепенно учиться читать и дифференцировать ( различать) фонемы.

8. Рассказ по картинке. Этот этап может строиться таким образом ( пример):

- Дана картинка. Логопед задает наводящие вопросы, например, "кого ты здесь видишь?", "кто спит у печки?", "какого он цвета?", "как думаешь, он устал". Происходит обсуждение сюжета.

- Логопед составляет короткий рассказ, ребенок слушает каждое предложение и повторяет вслед.

- Теперь ребенок сам воспроизводит рассказ, опираясь по памяти на план, составленный логопедом. Плюс ,конечно же, на начальных этапах на столе раскладывается дополнительная визуальная опора в виде фигурок или отдельных картинок со словами.

Приведу пример: "За окном зима. Рыжий кот спит на коврике. Рядом печка. Ему тепло. Кот покушал сметану и теперь тихо мурлычет".

На стол выкладываются в один ряд такие картинки и фигурки:

"Окно с зимним пейзажем"➡️ "кот"➡️"печка"➡️" миска со сметаной"➡️звукоподражание со слогом "мур". Опираясь на каждую картинку, ребенок старательно вспоминает сюжет, ищет нужные слова в памяти для составления предложений и создает рассказ.

9. Развитие моторики ( крупной и мелкой). Обязательно ребенку необходимо делать небольшие паузы между заданиями, направленными на произнесение слов или активную письменную деятельность. Эти промежутки времени заполняем играми, в которых ребенок по-прежнему будет развиваться, но благодаря переключению, его мозг немного "охладиться", что позволит устранить переутомление.

Благодарю вас за внимание, в скором времени будут доступны дидактические материалы по теме "ОНР".