Приветствую, друзья!:) В этой статье я расскажу о том, какие велосипеды бывают и для чего они нужны. Опытные велосипедисты не найдут для себя ничего нового, но для начинающих велобайкеров эта информация будет полезна.
Со времени изобретения велосипеда в 1818 году немецким бароном Карлом Дрезом появилось множество их разновидностей. Первые велосипеды были мало похожи на современные, не имели цепной передачи и были больше похожи на беговелы. С 1885 года велосипеды начали становиться похожими на современные.
Ещё в XIX в Европе стали проводиться соревнования для велосипедистов - любителей. За полторы сотни лет велосипедных соревнований появилось множество спортивных дисциплин: шоссейные и трековые велогонки, велосипедный мотокросс, гонки на горных велосипедах и их разновидности.
Каждый вид велосипедов "заточен" под определённый круг задач и стиль катания. Поэтому при выборе велосипеда нужно учитывать свою физическую форму, стиль катания, местность, в которой будет использоваться велосипед и другие особенности.
Итак, краткая классификация велосипедов для чайников:
1) Mountain bike (a.k.a MTB, a.k.a горный велосипед). Чаще всего имеет диаметр колёс - 26 или 27.5 дюймов, реже - 24 дюйма (подростковые велосипеды) и 29 дюймов (так называемые "найнеры", для высоких дядек с ростом выше 185 см). Геометрия рамы может быть самой разнообразной, но самая оптимальная - это "два треугольника". Материал рамы - сталь (в самых дешёвых велосипедах), алюминий (оптимальный вариант), титановые или карбоновые сплавы (дорогие версии для мажоров и профессионалов). Имеют одну (хардтейл, от англ. "жёсткий хвост") или несколько подвесок (рама без подвески называется ригидной). Тормоза - колодочные или дисковые с механическим или гидравлическим приводом.
MTB нужны для покатушек по пересечённой местности, грунтовых дорогах и дорогах с покрытием. Протектор колёс чаще всего имеет внедорожный рисунок, но иногда бывают и полуслики (для обычных велобайкеров типа меня) или шипованная резина (для зимних покатушек). Форма руля - чаще всего "палка". Mountain bike - это УАЗик в мире велосипедов;
2) Шоссейные велосипеды нужны для покатушек по хорошему и ровному покрытию. Рама также бывает стальная, алюминиевая, из титановых и карбоновых сплавов, вилка в большинстве случаев - ригидная. Диаметр колёс - зачастую 27.5 или 28 дюймов. На шоссейные велосипеды чаще ставят колодочные тормоза, чем дисковые. Покрышки колёс - слики или полуслики. Форма руля - "бараний рог". Шоссейники - это "гоночные болиды" в велосипедном мире;
3) Гибридные велосипеды - это велосипеды с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем -это велосипеды, которые сочетают в себе черты mountain bike и шоссейников. Их отличают колёса диаметром 28 дюймов, амортизационная вилка, возможность установки крыльев и багажника, диаметр звёздочек цепной передачи как у шоссейных велосипедов. Чаще всего на гибриды ставится резина с полусликовым протектором и дисковые тормоза.
4) BMX (Bicycle MotoX, сокращение от motocross) - это велосипеды, которые изначально создавались для тренировки детей по мотокроссу, а потом для них стали проводиться отдельные спортивные соревнования. Они имеют диаметр колёс 20 дюймов (но изредка бывают и меньше) со сликовым или полусликовым рисунком протектора, они имеют колодочные тормоза, но некоторые экстремалы их снимают. У BMX есть свои почитатели. На большие расстояния на нём не уехать, эти велосипеды предназначены для трюков и гонок на небольшие дистанции. В 2000-х годах на улицах можно было увидеть много подростков, увлечённых BMX. В 2010-х годах увлечение этими велосипедами пошло на спад и перестало быть массовым.
5) Экзотические велосипеды. Существуют также электровелосипеды, лигерады (рикамбенды) и велосипеды тандемы (для двоих велосипедистов) и одноколесные велосипеды. Такие байки я не видел в свободной продаже. В электровелосипедах установлен электродвигатель с аккумулятором. Лигерады - это велосипеды, в которых велосипедист едет лёжа или полулёжа (иногда они бывают переднеприводными). По причине лучшей обтекаемости, лигерады имеют лучшие скоростные характеристики (максимальная скорость и разгон). При езде на лигераде меньше устаёт спина и можно увезти много багажа, что выгодно туристам. Недостатки лигерадов - это большая масса, большой радиус разворота и высокая цена. На лигерадах путешествовали два австралийца из Петрозаводска в Пекин через Сибирь, Монголию и Китай в 200 или 2001 году. Они даже сняли об этом фильм.
Вот и весь "курс молодого велосипедиста". Теперь начинающие райдеры могут ориентироваться в мире велосипедов.
Всем добра и мира!:) До новых статей!:)