31.08.2022. АПИ — Покупатель даже тридцати квартир вправе предъявить требования к застройщику в рамках процедуры банкротства. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Справка
По данным публично-правовой компании «Фонд развития территорий», в Единый реестр проблемных объектов по состоянию на 1 января включено более 2,5 тысячи домов жилой площадью 15,3 млн кв. метров. В минувшем году приняты решения о выплате 31,5 млрд рублей возмещения 12,4 тысячи дольщиков 684 проблемных домов.
В спорной ситуации оказался Леонид Паначев. В 2013 году он заключил с ООО «Стройинвест» договор долевого участия, предусматривающий приобретение сразу 30 квартир в строящемся доме в подмосковном Сергиевом Посаде. После объявления застройщика банкротом дольщик подал заявление о включении его требований в реестр о передаче жилых помещений.
Арбитражный суд Московской области подтвердил, что Леонид Паначев внес свой взнос наличными (только за половину квартир площадью в тысячу кв. метров было заплачено 30 млн рублей), а также объяснил свою платежеспособность. Однако апелляционная инстанция отклонила требования дольщика, не признав его потребителем и по существу уличив в злоупотреблении правом. «Граждане-инвесторы, вступившие в правоотношения с застройщиком и преследующие цель извлечения прибыли от такой деятельности, в условиях банкротства должника не могут получить удовлетворение в одной очереди с гражданами. Частные инвесторы сами несут ответственность и риски наступления неблагоприятных последствий», – отмечается в апелляционном постановлении. При этом служители Фемиды напомнили, что на поддержку со стороны Фонда развития территорий вправе рассчитывать только частные дольщики, купившие помещения общей площадью не более 120 кв. метров. Такое решение поддержала и кассационная инстанция.
Верховный суд России согласился с выводами о недопустимости предоставления приоритетных прав гражданам, приобретающим значительное количество квартир в инвестиционных целях – для последующей перепродажи и получения прибыли. Ведь участие в долевом строительстве выступает прежде всего формой реализации гражданами своего интереса в обеспечении личной потребности в жилище. Вместе с тем высшая инстанция подтвердила право частных лиц покупать квартиры с целью сбережения накоплений, получения дохода от сдачи жилья внаем и реализации иных экономических интересов. Также несколько помещений могут приобретаться для проживания членов семьи дольщика и других близких ему лиц. «В действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие ограничения по площади жилого помещения, приобретаемого участником долевого строительства. Приобретение значительного количества квартир в инвестиционных целях не свидетельствует о злоупотреблении им правом», – заключали служители Фемиды.
Высшая инстанция пришла к выводу, что сам по себе факт инвестирования в объекты недвижимости на этапе строительства не влечет полного отказа в удовлетворении требований при банкротстве застройщика. Таким образом, требования Леонида Паначева не только должны быть включены в четвертую очередь кредиторов, но и как минимум частично погашены за счет выплаты компенсации из Фонда развития территорий. Поэтому принятые решения были отменены, а дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. Ему предписано установить цели приобретения каждой квартиры.