Многим нам известна крылатая фраза, обращенная по некоторым данным Сократом в сторону своего ученика Платона - "Платон мне друг, но истина дороже»".
Но вот нередко деятели науки не полагают это высказывание за достойный социальный ориентир в отношении своих коллег как в прямую, так и в обратную сторону.
В обратную сторону - это вопрос неэтичного поведения ученых. Когда предвзятое личностное неприязненное отношение к коллеге определяет в самом негативном смысле судьбу вполне себе достойного исследования. То есть, если перефразировать, то будет "пусть он не друг, но истина дороже".
И в прямую сторону, когда коллега друг, для многих относительно маститых ученых истина совершенно не принципиальна.
Вот это как раз и определяет местечковость в науке. Местечковость в смысле выставление своих частных, личностных приоритетов в своей деятельности в ущерб научно-общественным интересам.
Прежде всего, личинкой местечковости является формирование круга близких по идеологической концепции и административным возможностям ученых. Например, Иван Иванович опубликовал в своем журнале статью Сидорова без очереди с формальной рецензией. И, в свою очередь, Сидоров опубликует без проблем статью Ивана Ивановича. При этом содержание статьи и ее научная ценность значения никакого не имеет.
Следующим этапом становления местечковости - это укрепление постоянного круга равноценных по статусу ученых, которые уже устойчиво и на короткой ноге поддерживают друг друга на экспертизах различных проектов, рецензиях, назначениях на пленарные доклады на устраиваемых друг другом конференциях.
И заключительный этап - это оформленный закрытый клуб по взаимовыгодным интересам. О науке, как правило, речь практически не идет, лишь в пределах профессионального минимума. Этот конгломерат костенеет, внедриться в доверительные отношения можно лишь исключительно с хорошей протекцией со стороны участника данного образования.
Вот, например, вполне реальный случай из жизни.
Назначают на видную и по статусу приятную должность гражданина Иванова. Гражданин Иванов юн, беспринципен, не очень умен (и такое бывает в науке) и не имеет необходимых заслуг для этого статуса. Он даже и не доктор наук, что немыслимо для подобного назначения (в научной среде это важно).
И, понятное дело, что общественное мнение едино в своем отношении к происходящему: "Да он глуп совсем, да его кандидатская детская, да он бред несет"... Ну и так далее.
А затем оказывается, что этого Иванова поставил вместо себя Сидоров, который достиг критического возраста и по закону не может занимать эту должность. Сидоров возит Иванова по стране, знакомит с корифеями.
Мнение меняется на противоположное. "Иванов ничего так, прогрессивный. Молодец Иванов, энергичный!".
А этот Иванов как не соответствовал своему статусу, так и не соответствует.
Самое поразительное, что подобного рода конгломераты не очень склонны поддерживать друг друга профессионально в рафинированном научном плане, в виде различных здоровых научных дискуссий, искренних семинаров, бесконечной переписки на научные темы... Значение имеют лишь личные отношения на взаимовыгодных условиях.
И это является одной из серьезных причин, почему у молодых независимых (в смысле без административного кураторства) ученых путь в науке крайне тернист и неблагодарен.
Спасибо за ваше внимание, дорогие читатели!
Другие статьи цикла Тайная жизнь ученых:
📌Неприглядная история одного аспиранта
📌Проблемы неэтичного поведения в науке
📌Тайная жизнь ученых. Как ученые деньги между собой делят
Друзья, буду рада видеть вас также и в своем телегам-канале Семья и психология.
Навигация по каналу Семья и психология
#наука #ученый #местечковость