Найти в Дзене

О деятельном добре и благих намерениях «попаданцев»

Что движет «попаданцами», которых носит не по Вселенной, а по Времени? Если коротко, то очень простой мотив: можно спасти тех, кто не спасся в прежней версии реальности, и наказать тех, кто ушел от наказания. Иными словами, восстановить то, что им кажется исторической справедливостью. Это очень благое помышление. И как всякое подобное стремление, ведет оно — известно куда. И известно почему.

К чему приведут попытки изменить прошлое, лучше всех, пожалуй, увидел гениальный писатель-фантаст Рэй Брэдбери. Словосочетание «эффект бабочки» не оттуда, но отсылает нас в том числе и к этому легендарному произведению. Одно-единственное случайно раздавленное насекомое — и мир становится мучительно иным. Мучительно — потому что он остается почти таким же, как был, но неуловимо чужим. И чуждость эту способен уловить лишь тот, кому знакома иная версия реальности. Наверное, это милосердно по отношению к населяющим ее. Зато груз вины, лежащей на изменившем, будет невыносимым…

Еще одна литературная аллюзия. Среди читателей булгаковского «Мастера и Маргариты» всегда было много желающих изменить судьбу Иешуа Га-Ноцри. «Если бы я был на месте Мастера, тогда…» Варианты «тогда» разнятся, но цель у них одна: спасение Иешуа. Источник этого стремления очевиден. А последствия такого шага? Именно им, по большому счету, и посвящен роман писателя-фантаста Юрия Быкова «На светлой стороне». Итог осмысления сначала кажется невозможным, неправильным. А потом — единственно верным.

Что будет, если однажды в провинциальном краеведческом музее взять и вывесить для просушки на летнее солнышко старые костюмы из запасников? Они исчезнут! Первый и самый логичный вопрос — кому могла понадобиться такая рухлядь?! Второй и совершенно нелогичный вопрос: с чего бы этим костюмам бесконтрольно бродить по музейным залам? Третий, самый трудный: как вписать в современную российскую жизнь тех, кто век с лишним назад облачался в это платье, коль скоро они по каким-то неведомым причинам не просто воскресли, но и сделали это в нынешнем времени? А самое главное, зачем и кому все это понадобилось?..

Отвлекусь. Прозу делают детали и качество языка. Со вторым у Юрия Быкова, замечательного стилиста, все очень хорошо. С первым… великолепно! На очевидный вопрос очутившейся в нынешней русской глубинке барышни из 1911 года «А почему мы все без обуви?» ее собрат по перемещению во времени дает единственно возможный ответ: «Потому что вернуло нас в наши висевшие на солнышке костюмы, а обувь с ним не прилагалась». Мало кому пришла бы в голову идея не просто обратить внимание на такую деталь, но даже задуматься о ней, перенося своих героев из «когда-то» в «сейчас». Юрий Быков не только сделал это, но и сделал красиво.

На этом фоне пристрастному читателю — например, такому, как я — некоторые сюжетные ходы и повороты романа «На светлой стороне» кажутся наивными или слишком очевидными. Deus ex machina в книге Юрия Быкова появляется не в финале, а где придется. Порой его роль берут на себя герои, порой сам автор. Если же убрать эти эпизоды, то роман, как ни парадоксально звучит, заметно проиграет. Добро в представлении Быкова (и я с этим совершенно согласен!) должно быть не просто деятельным, а действовать активно. И вознаграждение за деяния должно получать как можно скорее. Оттого инициатор несомненно благого намерения — спасти Спасителя от казни — окончит дни свои в сумасшедшем доме. А те, кто помешал сбыться этому плану, сыграют особую роль в своем настоящем будущем.

Наивно? Да! На то и роман-притча, чтобы утверждать истину пусть в наивной, но чистой и прозрачной форме. Уметь писать на русском языке так, чтобы читатель им восхищался — редкий по нынешним временам дар. Тем более ценный, когда речь идет о Добре.

Юрий Быков «На светлой стороне». Издательство «T8 Rugram», Москва, 2020 год.

#книги

#книжный гэндальф

#rugram

#блог о книгах

#литература