Насколько это больно до сих пор, рассказывает Изабелла Огоновская.
Я никогда не была на Северном Кавказе, но это случилось. Президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», член Общественной палаты Свердловской области, подполковник запаса, ветеран боевых действий Сергей Александрович Павленко пригласил меня в состав делегации Свердловской области. Нас десять человек, половина – педагоги. Цель поездки – не отдых и не лечение, для нас важно познакомиться с людьми, установить контакты, встретиться с коллегами, обменяться опытом.
Мой рассказ – об одной из страниц нашей поездки, не самой радостной.
В памяти – новостные ленты 2000-х
Прилетели в Минеральные Воды и едем в сторону Владикавказа. На дорожных указателях – стрелки во все стороны Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чечни. И очень знакомые историкам, военным, журналистам названия – Будённовск, Назрань, Черкесск, Пятигорск, Домбай, Баксан, Грозный… В голове всплывают строки Михаила Лермонтова «Кавказ предо мною, один в вышине», образ генерала Ермолова, любимая со студенческих лет «Баксанская», написанная военными альпинистами в 1943 году. Вспоминается низкий глубокий голос генерала Лебедя, заключавшего Хасавюртовские соглашения, и отложенный на 20 лет тост президента России Владимира Путина…
Где-то внутри ощущается тревога, ведь все участники нашей группы – современники трагических событий 1990-х – начала 2000-х годов: у многих в памяти новостные ленты о двух антитеррористических операциях в Чечне (в народе – чеченские войны), взрывах жилых домов в Буйнакске (Дагестан), Волгодонске (Ростовская область), Москве, госпиталя в Моздоке (Северная Осетия), гибель президента Чечни Ахмата Кадырова. Я помню, как многие из нас боялись ложиться спать – а вдруг? И одно из таких «вдруг» случилось. Не у нас на Урале, а в далекой Северной Осетии…
Та самая школа № 1
Мы приехали в Беслан, в школу № 1. В ту самую школу, где 52 часа боевики без воды и пищи держали в заложниках почти 1200 человек – учителей, учащихся школы и их родителей с младшими братьями и сёстрами, пришедших на праздничную линейку 1 сентября 2004 года.
Удивительные люди – открытые, добрые, оптимистично настроенные – встречали нас накрытым столом, осетинскими пирогами, собственными соленьями и вареньями. За столом мы познакомились, подняли несколько безалкогольных тостов за мир, дружбу, взаимопонимание, которые в этой ситуации воспринимались как нечто естественное, глубоко прочувствованное и искреннее.
Серьёзный разговор об истории школы, о трагическом событии 2004 года, о работе педагогов и изюминках организации воспитательного процесса состоялся в кабинете истории.
Жизнь продолжалась. Через два месяца после трагедии 50 учителей школы № 1, в том числе 20 лично переживших тот ужас, вышли на работу. Сегодняшний коллектив – это почти 1200 ребят и 75 педагогов, семьи многих из них так или иначе связаны с бесланской трагедией. Как говорит директор школы, у педагогического коллектива нет проблем во взаимодействии с родителями, которые всегда готовы прийти на помощь, поддержать любые инициативы, выступить «закопёрщиками» интересных дел. Вся школа поёт, танцует, рисует, участвует в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.
Именно здесь создан хор «Память», признанный лучшим школьным хором Северной Осетии. Многие ребята по окончании школы выбирают военные специальности, идут в медицинские учебные заведения, чтобы в случае необходимости защищать людей и оказывать им медицинскую помощь.
Классы имени героев
В школе, в которой мы побывали, существует множество традиций. Одна из них – называть классы именами конкретных героев, среди которых не только спецназовцы, но и погибшие педагоги. Учитель информатики Елена Витальевна Берёзова в 2021 году выпустила класс, который семь лет носил имя Романа Катасонова. Ребята подружились с родителями Романа и ездили в город Протвино Московской области, где они живут. Учитель начальных классов Марина Хаирбековна Канукова, как и её коллега Елена Сулидиновна Ганиева, тоже была заложницей, которой посчастливилось выжить. Она поделилась опытом работы с младшими школьниками, которые учились в классе имени Героя Российской Федерации Вячеслава Бочарова, тяжело раненого при освобождении заложников школы. Выпустила она и класс имени погибшего Андрея Велько, и именно этот класс, перейдя из начальной школы в основную, стал первым юнармейским классом школы. Этим очень гордится учитель истории и обществознания Светлана Муратовна Кусаева, ставшая классным руководителем ребят. С тёплой улыбкой она говорила о всех классных делах и о том, что для большинства учащихся школы слово «мир» не является абстрактным, что многие мальчишки по-настоящему хотят быть спецназовцами. Никого не заставляют ходить в юнармейской форме, ребята сами готовы стоять в почётном карауле, идти строем на параде в День Победы, помогать ветеранам, участвовать в патриотических акциях.
Учитель, потерявшая двоих детей
За одним из столов в кабинете истории сидела строгая женщина, изредка дополнявшая своих коллег, уточнявшая какие-то моменты и отвечавшая на наши вопросы. Это была Надежда Ильинична Гуриева, почётный работник общего образования РФ, с 1978 года – учитель истории и обществоведения (ныне – обществознания), инициатор создания и руководитель школьного музейного Центра. Но это не всё. 1–3 сентября 2004 года она была заложницей вместе со своими коллегами и учениками. Но и это ещё не всё. В заложниках были и трое её детей – Борис, Вера и Ирина. Второклассницу Ирину спасли спецназовцы. Девятиклассник Борис и шестиклассница Вера, которые должны были танцевать на празднике 1 сентября бальный танец, из школы не вышли…
Школа – музей
Надежда Ильинична – хранитель памяти о драматических событиях прошлого и не только. Она провела нас по всем музейным комнатам школы. Мы сбились со счёта – сколько их? Есть зал Памяти, посвящённый событиям 1–3 сентября 2004 г., зал Славы, посвящённый спецназовцам, сотрудникам МЧС и всем тем, кто спасал заложников, Знамённый зал, музей истории школы, музей Великой Отечественной войны, музей морских пехотинцев, посвящённый Герою России Дмитрию Днепровскому, зал XX века, выставочный зал, этнографический музей, зал искусства. За всем этим стоит колоссальный труд самого руководителя музейного Центра, её коллег, учеников и их родителей, выпускников.
Мы услышали рассказ о том, как школа создавалась, меняла здания, обрастала традициями. Множество имён упоминались нашим экскурсоводом, и о каждом человеке она говорила с огромным уважением, теплотой и знанием таких фактов биографии, что можно было только удивляться. Речь шла не только о её коллегах – погибших учителях и педагогах, которые, по её мнению, стали жертвой совершенно необоснованных наветов (якобы спасших свои жизни и не спасших детей-заложников), но и об осетинах – Героях Советского Союза, о нашем земляке – разведчике Николае Кузнецове, о погибших спецназовцах. Наша экскурсия по школе закончилась только в восемь часов вечера.
Мы пошли в школу. Ту самую, разрушенную и окровавленную, со следами пуль и ямами в полу от взорвавшихся мин. От рассказа очевидца событий 1–3 сентября 2004 года останавливалось дыхание, наворачивались слёзы, которые все тщетно пытались скрыть. А Надежда Ильинична ровным голосом повествовала обо всей цепочке событий – от подготовки праздничной линейки до первых выстрелов, от беспорядочного бегства детей и взрослых по коридорам школы до их массового сгона в спортзал, от первых смертей до освобождения. Более тысячи человек в одном заминированном зале. Духота, отсутствие воды и туалета, плачущие дети, замершие от безысходности взрослые. Кто-то из педагогов пытается разговаривать с террористами, но их бьют прикладами или просто убивают.
Нужно жить. И дружить
Мы отправляемся в Грозный, и в микроавтобусе стоит гробовая тишина. Трудно пережить увиденное, трудно осмыслить масштаб бесланской трагедии…
О многом думаешь после такой поездки, задаёшь себе риторические вопросы: как можно такое выдержать и жить после этого? Как объяснить школьникам и студентам, что важнее всего не материальное благополучие, а, пусть это не покажется банальным, мирное небо над головой? Есть ещё один вопрос, на который существует ответ: кому мы обязаны тем, что сегодня не гремят взрывы, как на рубеже девяностых и нулевых? Мы ведь привыкли ругать власть, президента, армию, органы безопасности. Может быть, стоит иногда говорить им спасибо?
И ещё. Педагоги школы пригласили нас к сотрудничеству. И я приглашаю школьников и учителей из нашего Полевского: давайте дружить со школой № 1 города Беслана, писать сверстникам настоящие письма и отправлять их по почте, общаться посредством телемостов, ездить друг к другу в гости. Дружбы много не бывает.
Изабелла Огоновская,
все фото Алексея Соловьёва
#память #беслан #1 сентября #изабелла огоновская