Доброй дороги и мирного неба тебе, путник. Добро пожаловать на мой канал. В этой статье я хочу рассказать тебе одну историю.
Представь себе, глубокая провинция Орловской губернии, бескрайние поля, с редкими березовыми лесами, XIX век. В небольшом владельческом имении Русский Брод, в 1842 году умирает его хозяин, бывший полицейский чиновник Иван Лавров. После его смерти, опечаленная невестка, жена нового владельца- нерадивого сына покойного полицейского, решает построить новый храм в память об ушедшем добром свёкоре.
Архитектор Никита Ефимов принялся за проект уже в том же году, но вот незадаче, заказчице никак не нравятся предлагаемые варианты. Урождённая католичка требует от зодчего вместо классического храма строить базилику, с тремя нефами, высокой скатной кровлей и башнями-барабанами на углах. Архитектор подчинился и уже на следующий год представил итоговой проект. Храм получился прекрасный. Из красного кирпича, с белыми пилястрами и резными карнизами, со сводчатыми узкими окнами и множеством витражей из цветного стекла. Заказчица была довольна и после щедрой платы принялась за строительство. Уже на завершающем этапе строительства с внутренней стороны коньковой стены, с внутренней её поверхности, спрятанной за сводами, в аккурат на том месте, где снаружи должна была крепиться иконка, приказала хозяйка замуровать маленький ковчежец.
А что ж было то в это ковчежце. Отец покойного, да и он сам при жизни успели побыть массонами, но быстро разочаровавшись учредили своё новое тайное общество, целью которого стала тайная помощь нуждающимся, а церемониальным символом стала маленькая прямая тряпичная сумочка на плавом бедре, в которую помещалась древняя серебряная монета. И вот именно из ритуальной монеты покойного был изготовлен маленький клест с 12 концами. окружённый в круге и вложен в тот самый ковчежец, тем самым посвящая храм делу служения тайному общества.
О самоуправстве не знал никто, кроме самых близких людей в семье, а потому, владыка Смарагд безо всяких трудностей освятил необычный храм в 1851 году.
Со временем, как бы чувствуя зов древней монеты, храм стал обрастать благотворительными учреждениями, спустя 9 лет появилась школа, где сам поп преподавал вначале лишь на своём благородном энтузиазме, потом в 1885 учинилось и своё попечительство о неимущих, в 1903 появилось общество народной трезвости, а позднее и сельскохозяйственное товарищество для обеспечения крестьян в годы неурожая небольшими кредитами и запасами зерна для посевной.
Храм собирал вокруг себя благотворителей и члены тайного общества сами иногда присутствовали на богослужениях, и иногда по веерам собирались отдельно на тайную покаянную службу вместе с попом.
Строительница храма умерла в 1900 году и её с честью похоронили в нижнем храме в мраморном саркофаге. По неясным причинам покойную барыню побаивались, а потому в нижний храм без надобности старались не спускаться и в особенности не прикасаться к гробу.
Революцию храм перестоял благополучно, а вот 30-ые годы дались нелегко. Последний священник яростно оберегал святыню, и лишь в 1937 году оборона пала. Священник был арестован и спустя 3 дня расстрелян под Ливнами. Чувствуя особую святость места, храм не отдали колхозу, а устроили клуб. При этом предварительно из храма выволокли тлеющие останки строительницы и её покойных родственников. Оставшиеся члены тайного общества похоронили мёртвые кости на местном кладбище без опознавательных знаков. С этого момента стали ходить слухи, что барыня ищет осквернителей своей могилы и жаждет мщения.
Первый директор клуба спился, и был устранён от работы, а рабочие дома культуры ощущали непонятный неосознанный страх, находясь в помещении.
В ноябре 1941 года немцы подходили к селу. Оставшиеся на свободе члены тайного общества пытались спасти уцелевшие святыни, вмурованные в стены или заботливо спрятанные на территории возле храма. Но они не успели. Первый секретарь местного райкома Евсей Севостьянов приказал взорвать храм, что и было исполнено. После войны остатки храма разобрали на кирпич и выстроили новое здание районного комитета партии. На месте бывшего Божиего дома выстроили небольшое жилое здание.
Однако, жильцам дома было не сладко и ни одна семья не могла в нём провести долгое время. Говорили, что по ночам в доме скрепят половицы, слышатся голоса, а в особо важные праздники жильцы не могли уснуть от слышимого колокольного звона. Закономерно, что постепенно здание забросили и ныне оно стоит в полуразрушенном виде.
В 1973 году в село приезжал последний "чиновник" (человек, поставленный для чтения псалмов и молитв на дому в камерной обстановке для членов общества) тайного общества, где совершал литию об упокоении душ строителей храма и поставил другого человека для проведения такого же обряда спустя 25 лет. В 1998 местный член общества совершил новую литию. Связаны ли эти события или нет, но духи осквернённой усыпальницы больше не терзали беззаконников.
На нынешней момент тайное общество ещё живо, хоть и насчитывает лишь около десятка человек. Последний назначенный чиновник умер в 2008 году, а нового человека благословить не успели. В наступающем 2023 году необходимо совершение новой литии по потревоженным душам. Вот только вопрос: кто дерзнёт совершить молебен без благословения потомков господ, чьи могилы были осквернены?
Сейчас в эту историю почти никто не верит, а сочувствующие люди даже взялись за визуальную реконструкцию утраченного объекта.
Может, число членов тайных благотворителей прибавится и уже чином соборной литии удастся навсегда успокоить разгневанные души.
Всего хорошего!