И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив
Ветхий завет - Числа: Четвертая книга Моисеева , Глава 21:6-9
В Академическом зале Государственного Русского музея, рядом с шедевром Карла Брюллова «Последний день Помпеи», находится грандиозное полотно Федора Антоновича Бруни «Медный змей».
Мимо этого полотна невозможно пройти не остановившись.
Кроме того, что это полотно самое большое в истории русского искусства на нем изображен сюжет Ветхого завета, «Медный змий» которое является уникальным художественным произведением.
Федор Антонович Бруни (1799-1875) великий русский художник итальянского происхождения после окончания Императорской Академии художеств как было принято в то время был отправлен пансионером в Италию для совершенствования своего мастерства за счет государства.
Пансионер в качестве стажировки должен был исполнить копии с картин великих художников эпохи Возрождения, а также написать большую работу для подтверждения своего профессионального статуса.
Бруни долго выбирал тему для своей картины, он хотел, чтобы тема полотна зазвучала, срезонировала в его времени.
И эта тема была им найдена.
Он делает первые эскизы к своей огромной (действительно огромной) картине «Медный змий» на тему «Ветхого Завета».
Для справки:
-без рамы сам холст картины весит семьдесят кг.
- полотно занимает сорок восемь квадратных метров.
Осенью 1836 года весь Санкт-Петербург жил в ожидании очередной выставки в Императорской Академии художеств.
В памяти многих еще сохранились воспоминания о триумфе картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи», а потому надеялись увидеть на грядущей выставке очередной шедевр исторической живописи, который должен был прибыть на английском купеческом корабле «Нептун».
Внезапно по городу прошел слух, что корабль потерпел крушение, а на этом корабле художник Федор Бруни отправил на выставку в Петербург огромное по размеру полотно под названием «Медный змий».
Можно представить какое отчаяние было у живописца, ведь он трудился над этой картиной целых двенадцать лет.
На открытой в Императорской Академии художеств выставке были представлены только эскизы к этой монументальной картине.
Но даже о представленных эскизах звучали в столичной прессе восторженные отзывы.
Федор Бруни был благосклонно принят императором Николаем I и вместе с Карлом Брюлловым был удостоен звания академика живописи, должности профессора и государственного заказа на большую в то время сумму в десять тысяч рублей.
Но к счастью слухи о кораблекрушении «Нептуна» оказались сильно преувеличены.
Корабль действительно получил серьезные повреждения, но груз остался цел.
В августе 1837 года «Медный змий» прибыл в Санкт-Петербург.
Что же лежит в основе сюжета картины.
Это 21 глава Книги Чисел, в которой говорится:
От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.
И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
Этот эпизод относится почти к самому концу сорокалетнего хождения по пустыне.
Что бы придать картине достоверность, историчность Бруни внимательно изучал культуру Древнего Египта.
Это видно и в одежде Елиазара сына Аарона, находящегося рядом с Моисеем, которое напоминает одеяние египетских жрецов.
А если внимательно посмотреть на изваяние Медного змия, то убедимся в том, что это изваяние имеет свои исторические корни.
Такими были изображены змии на коронах древних фараонов.
Место, изображенное ка картине историческое, оно существует в реальности и находится на территории современной Иордании, именно с этого холма открывался вид на долину на которой располагается нынешний Израиль.
А на месте события расположены христианские православные и католические храмы, кроме того стоит гигантское изображение «Медного змия» которое было сделано итальянским скульптором Джованни Фантони.
Картина покидала выставочный зал музея только несколько раз.
Во время Великой Отечественной войны картина находилась в Перми.
А в начале двухтысячных годов картина впервые со времени своего написания прошла процедуру реставрации.
И теперь после кропотливой работы художников-реставраторов, которые расчистили потемневшие от времени участки картины, мы можем увидеть полотно таким, каким его видели современники художника в 1837 году.