Найти в Дзене
Art Witch

Строгое целомудрие: образ богини Дианы

На греческом Олимпе было три богини-девственницы: Афина, Артемида и Гестия. Артемида, названная в Древнем Риме Дианой, была, так же как и Афина, покровительницей мужского занятия – охоты. Почему именно женщину наделили этими функциями? Артемида – Диана Так же, как Афина олицетворяла стратегию, то есть мудрую войну и рациональный подход к военным действиям без жажды лишних жертв, Артемида была одновременно и богиней охоты, и защитницей растительного и животного мира. В ее образе воплощалась идея о необходимости сдержанной охоты, где руководит не азарт и желание ощутить превосходство, а только необходимость добыть пропитания, не совершив бессмысленного зла. Культ богини перешел в Древний Рим и стал распространенным в среде рабов – в храмах Дианы они получали неприкосновенность. Через римские копии в современном мире известна греческая статуя Артемиды, которую часто приписывают скульптору Леохару. Она изображена в греческом хитоне, через плечо перекинут гиматий - плащ. Олень рядом с бог
Оглавление

На греческом Олимпе было три богини-девственницы: Афина, Артемида и Гестия. Артемида, названная в Древнем Риме Дианой, была, так же как и Афина, покровительницей мужского занятия охоты. Почему именно женщину наделили этими функциями?

Артемида Диана

Так же, как Афина олицетворяла стратегию, то есть мудрую войну и рациональный подход к военным действиям без жажды лишних жертв, Артемида была одновременно и богиней охоты, и защитницей растительного и животного мира. В ее образе воплощалась идея о необходимости сдержанной охоты, где руководит не азарт и желание ощутить превосходство, а только необходимость добыть пропитания, не совершив бессмысленного зла.

Диана Версальская. II век н.э.
Диана Версальская. II век н.э.

Культ богини перешел в Древний Рим и стал распространенным в среде рабов – в храмах Дианы они получали неприкосновенность. Через римские копии в современном мире известна греческая статуя Артемиды, которую часто приписывают скульптору Леохару. Она изображена в греческом хитоне, через плечо перекинут гиматий - плащ. Олень рядом с богиней появился только во время реставрации в 1602 году как дополнительная опора для фигуры.

Как узнать Диану?

В европейском искусстве художники ориентировались на римскую античность, именно поэтому в названиях произведений искусства имя «Артемида» встречается редко. Узнать охотницу с Олимпа помогут некоторые элементы, которые встречаются во всех изображениях: в руках у нее лук и стрелы, она шествует в окружении охотничьих псов, а ее прическа увенчана полумесяцем – Артемида-Диана считалась персонификацией Луны.

В женских образах, встречающихся в искусстве, неизменно отражаются представления о красоте и самих художников, и их современников. Образ Дианы встречался буквально во всех эпохах: от Ренессанса до актуального искусства нашего времени. Проанализировав картины и скульптуры можно понять каноны красоты прошлых эпох.

От угловатости к сладострастию

Мастер из Фонтебло. Диана-охотница. Середина XVI века.
Мастер из Фонтебло. Диана-охотница. Середина XVI века.

В XVI веке, после того, как Франция вторглась в Италию, многие произведения искусства эпохи Возрождения оказались в руках у французов. В 1530 году король Франциск I пригласил Россо Фьорентино и Приматиччо. Итальянцы руководили художественными мастерскими, постепенно у них появилось много последователей. Искусствоведы выделили отдельное направление – школу Фонтебло.

Основной особенностью живописи Фонтебло, задачей которой было украшать интерьеры, стала любовь к сладострастным мифологическим сюжетам. Вероятно, именно поэтому безымянный мастер обратился к образу Дианы, и, в отличие от греков и римлян, изобразил ее обнаженной – на ее плечах наброшен гиматий, но при этом к зрителю богиня повернута нагой стороной. В позе охотницы нет естественности и динамики, потому что у художника явно не было богатого опыта в изображении движения.

Диана в этой работе соответствует итальянским канонам красоты, а золотые кудри уложены в прическу на венецианский манер. Острые черты ее лица гармонируют с немного угловатым и зажатым телом, лишенным плавных линий – женщинам запрещено было позировать художникам без одежды, и часто для всех персонажей позировали юные подмастерья.

Рембрандт. Купающаяся Диана. Гравюра. 1631 г.
Рембрандт. Купающаяся Диана. Гравюра. 1631 г.

Совсем другое представление о женственности воплотил Рембрандт. В его гравюре «Купающаяся Диана» богиня представляет собой образ типичной жительницы Голландии или Фламандии: женщины с простым, чуть глуповатым лицом, мягким телом. Ее сложно назвать красивой или обаятельной, а внешность кажется слишком простой для богини, но Рембрандт, как блестящий рисовальщик, передал только одним штрихом ощущение живой, трепещущей плоти обнаженной женщины.

Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. 1623 г.
Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. 1623 г.

В католической Фламандии, где было больше контактов с Италией, античная мифология чаще становилась поводом к созданию картин. Главным знатоком ее считался Питер Пауль Рубенс – он жил в Италии, прекрасно владел иностранными языками и читал подлинные исторические труды. В картине «Возвращение Дианы с охоты» ощущается близость этого сюжета именно к фламандскому сознанию – местная публика очень любила картины, где были изобильные натюрморты, ассоциирующиеся с этим плодородным регионом. Диана у Рубенса –физически сильная женщина, и ее действительно легко представить охотящейся. Богиня выделяется среди свиты молочно-белой кожей, а сопровождают ее сатиры и целомудренные нимфы.

Ноэль Никола Куапэль. Омовение Дианы. Начало XVIII века.
Ноэль Никола Куапэль. Омовение Дианы. Начало XVIII века.

В XVIII веке появился стиль рококо, для которого характерна любовь к изящной, рафинированной красоте. В живописи преобладают светлые цвета и мягкие переходы, и каждая картина напоминает мир небесный.

Полотно «Омовение Дианы» Куапэля не стало исключением. Сцена, где множество обнаженных красавиц нежатся у воды удовлетворит фантазии даже самого искушенного зрителя. Каждая нимфа в свите Дианы обладает индивидуальностью – у них разный цвет волос, разные оттенки цвета кожи, разные фигуры. Такая трактовка отчасти напоминает картины с сюжетами из жизни гарема, которые станут популярны спустя столетия.

Несмотря на то, что главной героиней, конечно, является Диана, над головой которой сияет месяц, идеалу красоты эпохи рококо больше соответствует нимфа, освященная светом на переднем плане – белокурая красавица с тонкими чертами лица и алебастровой кожей, делающими ее похожей на фарфоровую куклу.

Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г.

Признанный мастер рококо, Франсуа Буше, обращается к мифу о Зевсе и Каллисто. Зевс влюбился в нимфу, спутницу Дианы, и, конечно, главным ее обетом было абсолютное целомудрие. Чтобы соблазнить возлюбленную, хитроумный громовержец принял облик самой Дианы, именно поэтому в картине такой фривольный сюжет, имеющий очевидную чувственную подоплеку – Диана держит нимфу за подбородок, а девушки смотрят друг на друга томно и сладострастно. Даже больше, чем в предыдущем полотне Куапеля, в живописи Буше чувствуется стремления к изящно-кукольной красоте и декоративности, отвечающей эстетическим представлениям XVIII века.

Гийом Синьяк. Артемида-охотница. 1870-е гг.
Гийом Синьяк. Артемида-охотница. 1870-е гг.

В живописи XIX века Артемида-Диана встречается намного реже, так как интерес к античности постепенно угасает. Тем не менее французский художник Гийом Синьяк создал свой вариант: целомудренная богиня в белой тунике, напоминающей о ее невинности. В руках у нее лук, а за плечами – колчан со стрелами, при этом совсем не ощущается опасности или воинственности – она так по-женски богиня держит оружие, что сложно представить, будто бы женщина действительно может совершить смертоносный выстрел. Художник находит некую золотую середину в трактовке образа Дианы, соединяя естественность и рафинированную красоту: его охотница так же белокожая и изящная, но в ее фигуре ощущается естественная свобода движений.

Николай Эндегор. Из серии «Мрамор Лувра» Мрамор V. Фото 2015 г.
Николай Эндегор. Из серии «Мрамор Лувра» Мрамор V. Фото 2015 г.

Современное искусство тоже не избегает диалога с античным наследием. Французский фотограф русского происхождения Николая Эндегор создал серию работ «Мрамор в Лувре», где соединил известные скульптуры главного парижского музея и реальными женщинами. Основой для работы «Мрамор V» стала скульптура Жана Гужона «Диана с луком», созданная около 1550-го года. Считалось, что моделью стала Диана де Пуатье, фаворитка короля Генриха II. Такое сопоставление для искусства начала XXI века довольно распространено, поскольку позволяет актуализировать исторические сюжеты и открыть в них новые смыслы.

А что Вы думаете о подобных решениях?

Не забудьте подписаться!