Найти в Дзене
Гуляем по Царицыну

Построить мост, чтобы попасть в Царицыно

Пикники в Царицыно – излюбленный вид отдыха в нашем парке. И так было всегда. Но если сегодня добираться до заповедных мест легко и приятно (хочешь – на метро, хочешь – на электробусе, хочешь – на электричке по новому московскому диаметру), то в XIX веке выбраться в Царицыно было настоящим и в чем-то даже опасным дорожным приключением!

Снимков аэрена не сохранилось, возможно он выглядел вот так.
Снимков аэрена не сохранилось, возможно он выглядел вот так.

Чудо техники

Какой бы пикник вы ни выбрали в наши дни – стихийное «безумное чаепитие», которое вот уже больше дюжины лет проводят сами гости парка, или официальный, организованный с участием музея и благотворительных фондов инклюзивный пикник, или встречу керамистов на Большой поляне, - ваш путь займет плюс-минус час. «Шпиону его величества» Якову де Санглену (1776-1864), одному из руководителей политического сыска при Александре I, повезло меньше. С товарищами и дамами он добирался до царицынских красот без малого день. И хотя кутить они начали уже в дилижансе, треволнений на их пути было предостаточно!

Все пошло наперекосяк с самого утра. Погода стояла мрачная и к пикникам не располагающая. Об этом пишет сам литератор в записках под названием «Фантастическое путешествие Якова де Санглена». К счастью, ехать предстояло на «чуде техники» тех времен:

«…Однажды в августе месяце вздумалось воспользоваться изобретением новейших времен, нанять аэриен и избрать местом прогулки село Царицыно. <…> Говорят, в Царицыно вода превосходная, и ехать в Царицыно – как будто в Грейфенберг лечиться гидропатией».

В аэриене было 16 мест, каждый пассажир платил за свое место по 5 рублей ассигнациями, везли гигантскую по тем временам повозку 6 темно-гнедых коней. Автор не без юмора описывает экипаж: "Аиэрен так устроен, что у него только одна дверь, и та позади экипажа. Вероятно, имел изобретатель образцом наши отечественные и европейские курятники".

Дилижанс XIX века
Дилижанс XIX века

«Буераки, реки, раки»

Стартовали «московские гуляки» от «соборного места» в Петровском парке – то есть от метро «Динамо». Поначалу путь давался легко: Тверская, Гостиный двор, «Лобное место» (маршрут этот легко разгадать и сейчас). Везде путников встречали радостно и с угощениями. Санглен пишет, что «по Москве промчали лошади, как будто крылатые пегасы», но с самой окраины начались затруднения.

На Серпуховской заставе (нынче район метро Тульская-Серпуховская) путь преградил хмурый постовой.

«Часовой принял огромный наш аэриен за дилижанс и опустил шлагбаум. Унтер-офицер, выступая из караульной, попросил расписаться: едем за город, на дачу, отвечали мы. Он посмотрел на нас, взмахнул головой, проворчал – гуляки – и прокомандовал: подвысь!»

И вот он пригород – Даниловская слобода (окрестности Даниловского монастыря, соответственно). Никакой тебе мостовой, никакой брусчатки, никаких «толчков, тряски, стукатни». Да вот только кони – не автомобиль. Могут и подвести…

«… едва доехали мы до Котлов и затянули было во все голоса благодарственный гимн природе, как пегасы наши, обратясь в росинанты блаженной памяти рыцаря Дон Кихота, стали. Ямщик, снабженный инструментом для возбуждения лошадей к бегу, ударил по всем, а лошади стояли, принимая хладнокровно практические уроки своего учителя».

Пришлось господам литераторам и их бойким дамам самостоятельно взбираться на гору и ожидать непокорных скакунов уже там.

Что нам стоит мост построить

Приключения жаждущих кутежа в Царицыно путников на этом не закончились. Часть пути они успешно преодолели за разговорами о «русском, французе и немце». Русским был «ерофеич» - отечественный аналог бальзама Битнера. Французом – душистый хрустящий багет. А немцем – колбаса «от Пикули». О них говорили – ими же и угощались, пока вдруг…

«… толкнуло нас, да так сильно, что едва колбаса со всеми припасами не выпрыгнула из окошка, аэриен попал в яму и остановился.

- Что такое?

- Мост, сударь, разобран и далее ехать нельзя».

В объезд тоже никак не получалось: по обе стороны рвы да овраги. Что же было делать латераторам и артистам? Конечно же, рассуждать («Как тут не поспорить, не поумничать?»). Но разговоры, разумеется, делу не помогли. Спас ситуацию унтер-офицер и бригада работников, на которой он был поставлен. За дополнительную плату (о размере которой Санглен тактично умолчал) они быстро – досочка за досочкой – собрали мост, над которым еще несколько часов назад и не думали трудиться с таким усердием.

Вы спросите, зачем же было разоряться и к чему так упорно стремиться в Царицыно, если даже дорога туда – сплошная драма? Ответ кроется в объявлении, которое стало поводом для путешествия и сулило гостям царского имения поистине роскошный отдых для тех времен (реклама эта и сейчас звучит поистине премиальной):

«ОТ ЦАРИЦЫНСКОЙ ГОСТИНИЦЫ. Содержатель Царицынского заведения честь имеет известить почтеннейшую публику, что в оном заведении во всякое время можно получить обеденный стол, чай, кофе, конфеты, водку, ром, виноградные вина разных сортов, кроновское пиво и мед. Желающие же иметь особенно заказные столы, благоволят дать знать накануне, а равно особенные комнаты для ночлегов и временного пребывания. Для приезжающих со своею провизию имеется очаг с плитою и разною кухонную и столовую посудою, что все можно получить по самым умеренным ценам и в лучшем виде. Содержатель Вершинский».

К тому же благополучно преодолевших препятствия путников ждал не только шикарный «отель по системе все включено», но и поистине радующие глаз пейзажи:

«…черные башни, большие ворота под галереей, соединяющий разные строения, огромный пруд, острова, рассеянные повсюду рощи, сквозь которые извиваются прелестные дорожки: так вышли мы из аэриена, чтобы насладиться подолее великолепным этим зрелищем».

Позже путешественники гуляли вдоль заброшенного тогда уже недостроенного Большого Дворца (потому-то башни и черные!), обедали с вином в «Миловиде», катались на лодочках, почти как мы с вами сейчас (и только пруды называли морем). Но это – уже совсем другая история…

Источник фото: https://pikabu.ru/tag/Дилижансы/hot