С 1 сентября 2022 года вступают в силу сразу несколько важных российских законов, касающихся практически каждого из нас – напрямую или опосредованно. Например, о защите персональных данных, новых правилах выбора управляющей компании для многоквартирных домов и минимально выделяемых долях в жилье.
Или вот еще одно нововведение: о маркировке рекламы – согласитесь, не каждый в интернете сходу распознает, где дружески преподнесенная рекомендация блогера, а где «деньги не пахнут». Разберем некоторые из новелл.
Персональные данные. Изменения касаются закона №152-ФЗ от 2006 года и вводятся ФЗ-266 от 14 июля 2022. Периодически возникающие скандалы с уводом персональных данных показывают, что это тот еще клубок проблем. Тем не менее перед уходом на каникулы законодатели позаботились о том, чтобы навести порядок в сборе персональных данных магазинами и маркетплейсами. Есть интересное дополнение, касающееся того, если сбором информации по поручению оператора занимается иностранный гражданин или даже компания.
Как и раньше, можно отказаться сообщать свои данные в обмен на скидочные карты. Однако с 1 сентября за отказ в покупке клиенту, не желающему предоставлять свои ФИО, телефон и т.п. грозят санкции. И достаточно ощутимые: отказ со ссылкой на излишнюю скрытность потенциального покупателя гарантирует штраф 50 тыс. рублей.
Более того, многие сталкивались с таким неприятным явлением, как откровенное или целомудренно прикрытое желание втюхать ненужный товар или услугу. Такое случается сплошь и рядом – например, при покупке нового телефона навязывают страховку. Конечно, владельцы торговых точек премируют своих самых удачливых продавцов воздуха, но покупателям от этого ни тепло, ни холодно, если рассудить – гаджет может по различным причинам и не прослужить своему хозяину так долго, на сколько покупается (дополнительная к уже заложенной базовой гарантии от производителя) страховка, а магазины уже пенку сняли. Да, вот что еще: продавцы не имеют теперь права требовать оплачивать только наличными – если покупателю удобнее применять карту – пожалуйста, отговорки про неработающий терминал или потерю связи с банком могут обойтись дорого.
Выбор управляющей компании. Меняется порядок выбора УК: теперь для определения такой организации потребуется «большая половина списка» – 50% плюс 1 голос (раньше достаточно было четверти голосов плюс один). А все для того, чтобы сделать минимальным риск попасться в сети лоббистов, ну и сократить вероятность подделки подписей, подкупов и фальсификаций документов со стороны интересантов. Учитывая разобщенность жильцов иных домов и их склонность к заветам римского комедиографа Теренция (Quot homines, tot sententiae – сколько людей, столько и мнений), эксперты считают, что так недалеко и до того, чтобы люди стали заложниками предыдущей компании, которой многие недовольны, но ничего годами не меняется, так как жильцы не верят в перемены и никак не соберутся «в одного большого собственника».То же характерно и для новостроек, где заправляют УК, навязанные застройщиком (так как именно он голосует вместо потенциальных хозяев квартир, которые еще не выкуплены – напомним, до 1 сентября кворумом считались 25%, которых бы хватило, чтобы свергнуть неугодную УО).
Выделение минимальной доли в жилье. Желание иметь собственные квадратные метры похвально, но в некоторых случаях переходит границы разумного – если все владельцы соберутся в своем «человейнике», будут на головах у друг друга сидеть. С 1 сентября запрещается дробить жилое помещение на сколь угодно малые доли: каждый из собственников должен быть правообладателем не менее 6 кв. м общей площади, иначе сделку признают ничтожной. Информация особенно актуальна для любителей вложить материнский капитал в покупку домика дядюшки Тыквы с надеждой на этом месте когда-нибудь возвести дворец – они исключение, как, впрочем, еще два прежних способа обрести микронедвижимость: наследство и приватизация.Так что, как видим, кардинально новелла проблему «резиновых квартир» не снимет, но уменьшить может. Подробнее можно узнать тут.
Маркировка рекламы. Новичку в интернете сложно отличить рекламу от рекомендации, сделанной в порыве души. День знаний будет полноценным: с 1 сентября запрещено вводить аудиторию в заблуждение. Если за рассказ получены деньги – инфопродукт обязан быть помечен как реклама. Это касается контекстной, таргетированной, медийной рекламы и интеграции в интернете.
Роскомнадзор собирается контролировать это стихийное бедствие, а для этого в ведомстве собираются создать единую базу интернет-рекламы, где информация будет доступна в течение пяти лет ФАС, ФНС и другим государственным службам. Требование касается и отечественных, и зарубежных компаний (рекламодателей и распространителей). Нарушителям, как и положено, штраф. «Вилка» простая: «физики» – 2-2,5 тыс. руб., начальники – 4-20 тыс. руб., «юрики» – 100-500 тыс. руб.
Бегло добавим еще несколько важных нововведений сентября. Наконец задумались о том, что у педагогов примерно 15 часов из 46 в неделю уходит на заполнение планов и отчетов. А значит на подготовку к урокам, разработку методик и программ, проверку «домашки» остается крайне мало – отсюда и качество. С 1 сентября учителям не придется заполнять справки и документы, которые отвлекают от главного дела жизни – появится список документов, которые в различные комитеты и управления должна предоставлять школа.
Кое-что новое для школьников и студентов колледжей с ОВЗ: двухразовое питание за счет государства и возможность получить второе среднее образование или высшее. Насчет питания всё предельно ясно: это касается обучающихся в школах и ссузах инвалидов, которые проживают в семье, не в интернатах. Впрочем, и тут могут быть вариации – если студент или школяр (в том числе и родители такого школьника, находящегося на домашнем обучении) хочет, то вместо питания может быть предусмотрена денежная компенсация – условия предоставления определяют регионы. А что касается второго образования, то интересанты этого изменения в законодательстве – инвалиды I, II, III группы – могут получить его бесплатно. Это повысит их конкурентоспособность и шансы на успешное трудоустройство. Учебные заведения предусматривают квоты, а государство профинансирует из средств федерального и регионального бюджетов.
О донорах костного мозга. Уже в ближайшее время в РФ появится единый реестр таких доноров – в их помощи нуждаются люди с онкопациенты и страдающие болезнями крови и кроветворных органов (в том числе с редкими генетическими нарушениями). До настоящего времени вся информация была разнесена по двум десяткам баз данных и это существенно осложняло поиски подходящего донора. В России этот вид донорства еще только приобретает очертания движения, в рядах этих достойных людей уже 160 тысяч добровольцев. Конечно, благодаря амбассадорам вроде нашего тверского Артема Алискерова. Но, по данным Минздрава, необходимо минимум миллион. В условиях дефицита доноров на родине, совместимого приходится искать за рубежом, а эта задача существенно осложнилась с начала весны – из-за западных санкций.
Кстати, частично для противостояния пресловутым санкциям на все продаваемые в России смартфоны с осени будут устанавливаться российские маркетплейсы приложений, определенных Минцифры – что-то типа Nash Store, Ru Store и Ru Market. Или другие, но разработанные нашими программистами.
Что касается техосмотра, то требования для легковых авто сокращены: никто не будет проверять, как подается жидкость стеклоомывателем, замерять уровень шума выпускной системы, степень загрязнения или целостности световых приборов, аптечку, противооткатные упоры и правильность установки госномеров. Однако все это обязано быть в порядке и наличии, если вас остановят на дороге для проверки.
В преддверии бархатного сезона и бабьего лета турагентства наперебой напоминают о новом этапе программы туристического кешбэка, а в этой связи – о покупке путевок с возвращением части затрат. Отнынемаксимальная сумма компенсации для всех россиян, кроме жителей дальневосточных регионов – 20 тыс. руб. Эта сумма возвращается на карту «Мир», если вы ею оплачивали тур или бронировали отели до 10 сентября.
Фото: Страничка юриста