Продолжение рассказа о главных релизах группы R.E.M., уложившихся в один памятный 1991 год, уже готово и ждёт вашего внимания.
«Out of Time», как и предыдущий альбом «Green», вместил в себя четыре отдельных сингла. В первой части (ссылка чуть ниже) мы вспомнили о рождественском сингле 1990 года и отдельно разобрали феномен легендарной песни «Losing My Religion» и нелюбовь группы к другому поп-хиту «Shiny Happy People».
Отказавшись от гастролей в поддержку нового альбома, R.E.M. всё равно смогли покорить весь мир, дав при этом минимальное число промо-выступлений. Но ведь надо же как-то продолжать поддерживать интерес к пластинке, не так ли?
Полновесный рассказ об «Out of Time»:
Потому до конца календарного года R.E.M. подарили поклонникам ещё два сингла и, по традиции, рождественский релиз для особых случаев. О них то сегодня и поговорим, благо вспомнить есть что.
Небольшой оффтоп: ссылки хоть и даны в начале, но старайтесь не забывать прочитать все материалы, дабы не теряться в уютном мире дискографии ребят.
А теперь приступим.
«Near Wild Heaven»
дата выхода сингла: 5 августа 1991 года (выпущен только в Европе)
впервые песня исполнена вживую: 14 января 1995 года на концерте в городе Перт (Австралия) в рамках «Monster Tour»
в последний раз песня исполнена вживую: 1 августа 1995 года на концерте в городе Берлин (Германия) в рамках «Monster Tour»
Первый авторский сингл R.E.M., спетый бас-гитаристом Майком Миллзом – воздушная и прекрасная «Near Wild Heaven». Одна из тех песен, которую с годами начинаешь ценить всё больше и больше. По крайней мере со мной так и произошло.
Whenever we hold each other
We hold each other
There's a feeling that's gone
Something has gone wrong
Кто сказал, что эта четвёрка не может написать отличную песню об ушедшей любви? Таких у R.E.M. немало и «Near Wild Heaven» определённо принадлежит к касте сильнейших. От неё очень сильно веет ароматом лучших моментов из творчества великих The Beach Boys. Особенно с этими «па-па-па-па».
Гармонию Миллзу добавляют бэк-вокалисты: сам Майкл Стайп и наша любимица Кейт Пирсон.
Несмотря на то, что сингл с этой песней действительно не выходил на территории США, всё равно было некоторое промо. Видеоклип, например. Очень атмосферный, группа играет песню в переполненном кафе и это перемежается различными видами за пределами здания. К сожалению, видео не получило такой солидной раскрутки, как «Losing My Religion» (меня не удивляет), поэтому я и не знал о его существовании до наступления плотного знакомства с R.E.M.
Песню крайне недооценила и сама группа, как мне кажется. Она прозвучала вживую лишь 15 раз в период активного тура в поддержку альбома «Monster». Учитывая имеющуюся официальную запись с концерта в Чикаго – «Near Wild Heaven» явно не запорота. Странно.
Наибольшее внимание к синглу было приковано в Великобритании и Германии, но хитом «Near Wild Heaven» назвать сложно. Песня заняла лишь 27 место на островах и 46-е в немецком чарте. Не ахти, прямо скажем.
На сингле не было представлено каких-либо студийных би-сайдов. Но есть интересные живые записи.
CD-издание включило в себя три дополнительных трека. Первый из них: кавер-версия на «Tom's Diner» отличной певицы Сюзанны Веги.
Вспомним оригинальную версию. Нет, не ту, что отчаянно крутится по радио и по сей день. Первоначально попавшая на альбом «Solitude Standing», «Закусочная Тома» исполнена практически без какого-либо сопровождения. Только голос Сюзанны. Но и ремикс тоже отличный, чего уж тут спорить.
Как это часто бывает у R.E.M., кавер весьма шутливый, но не стремящийся высмеять песню. Просто исполнен в непринуждённой манере в рамках одного весьма занятного мероприятия.
Спустя два дня после релиза «Out of Time», четвёрка предприняла нетрадиционный шаг в индустрии и, добавив к своему составу трёх участников (Билли Брэгга, Робина Хичкока и Питера Холсэплла), дала пару секретных концертов в Лондоне в клубе Borderline 14 и 15 марта 1991 года.
Чтобы представить масштаб события: клуб вмещал всего порядка 200 человек. Всё проходило под грифом строжайшей секретности. Настолько строжайшей, что R.E.M. на время перевоплотились в группу Bingo Hand Job. Даже название шутливое, как видите. Чисто шоу для своих.
Запись «Tom's Diner» пришлась на второй день.
Сохранилось и видео с того шоу, на котором видно всё, что происходит на фоне. В частности, странные движения руками от Питера Бака.
Этот кавер вошёл в том же году в сборник «Tom's Album», составленный самой Вегой на основе неожиданного успеха песни. На нём нашлось место и другим пародийным обработкам «Tom's Diner», что говорит о большой самоиронии исполнительницы. Сборник несложно найти в Интернете и послушать целиком. Вполне возможно найду его полностью и выложу на свой Телеграм-канал.
Возвращаясь к би-сайдам «Near Wild Heaven» на CD, там было ещё две живых записи с того же самого секретного шоу от 15 марта 1991 года. Инструментальная «Endgame».
И хорошая версия песни «Low», которую отдельным фрагментом Youtube почему-то не сохранил. Но на платформе есть целиком выложенное выступление Bingo Hand Job, к нему и советую обратиться любителям R.E.M.
Это шоу долгое время распространялось по рукам в качестве популярного бутлега. Но в 2019 году оно впервые вышло официально, но только на виниле для Record Store Day. Причём «Tom's Diner» на пластинке нет, как ни странно. Поэтому архивное видео – по-прежнему наше всё.
На других изданиях сингла «Near Wild Heaven» присутствует ещё и «Pop Song 89» с того же концерта (опять-таки, это на Youtube), а также «Half a World Away», записанная 1 апреля 1991 года на радио-программе «Rockline».
Youtube не пожалел меня и здесь, но поскольку это была акустика, то запись с этой песней на знаменитом MTV Unplugged восполнит очередную неудачу в поисках живого би-сайда.
Внушительно. Теперь рассмотрим четвёртый сингл с «Out of Time».
«Radio Song»
дата выхода сингла: 4 ноября 1991 года (Великобритания), 5 ноября 1991 года (США)
впервые песня исполнена вживую: 5 марта 1991 года на концерте в городе Гамбург (Германия) в рамках «Out of Time Promo Tour»
в последний раз песня исполнена вживую: 28 апреля 1991 года на радио-программе «Mountain Stage» в городе Чарлстон (США)
Если «Near Wild Heaven» – песня крутая, но её нет смысла долго обсуждать, то вот последний сингл с «Out of Time» сам по себе вызывает споров не меньше, чем та же пресловутая «Shiny Happy People».
Мне вот показалось, что начинать «Green» с «Pop Song 89» было довольно неоднозначной затеей. Я тогда просто чудом забыл, что «Out of Time» стартует с «Radio Song».
Я догадываюсь, почему к ней так себе отношение. Рэп. Вообще для большинства русских меломанов R.E.M. не представляют большого интереса, а тут в их песне ещё и рэп-партии. Комбо.
Мне нравится KRS-One. Обожаю как работу Boogie Down Productions, так и его сольные проекты. Но постоянно при прослушивании «Radio Song» ловлю себя на мысли – песня как-то излишне недоделана. Хотя посыл текста прост и понятен:
The world is collapsing around our ears
I turned up the radio, but I can't hear it
Как по мне, она идеально закольцовывает даже по названию историю первого сингла R.E.M. «Radio Free Europe». В 80-х их музыку действительно было невозможно услышать на поп-радиостанциях. В 1991 году R.E.M. стали мейнстримом и могли себе позволить подобные эксперименты.
Видеоклип, снятый на песню, местами буквально выглядит, как калька со знаменитого «Stripped» наших любимых Depeche Mode. Это совершенно не случайно, поскольку режиссёр обоих видео – Питер Кэр. Правда если для DM после «Stripped» он больше ничего не снимал, то вот с «Radio Song» только начиналось его сотрудничество с R.E.M.
Честно говоря, я до сих пор не знаю, как мне относиться к «Radio Song». Могу как её – просто переключить радиостанцию! Но скорее также предпочту подурачиться, как Стайп и KRS-One.
Полностью оригинальных би-сайдов не было записано и на этот сингл. Тем не менее интересности имеются.
К примеру, хорошо многим знакомая песня «Love Is All Around», в оригинале исполненная ещё в 60-х группой The Troggs.
R.E.M. исполняли этот старый хит периодически в 1991-м и 1992-м годах. На би-сайд попала версия с радио-программы «Rockline», поэтому мы снова взглянем на MTV Unplugged. Что особенно приятно, поёт Майк Миллз.
С The Troggs у R.E.M. связана отдельная история. Кавер на «Love Is All Around» привлёк внимание менеджера фронтмена группы Рега Пресли. Сам Пресли об R.E.M. не знал, но менеджер посоветовал ему поработать с ребятами над новой записью The Troggs. Так на свет в 1992 году появился альбом «Athens Andover», записанный всего за неделю в сентябре 1991 года.
По сути, это совместный альбом R.E.M. и The Troggs. Но без Майкла Стайпа.
Его нельзя послушать на Я.Музыке, но он в наличии, к примеру, на Apple Music.
Особого внимания публики релиз не снискал и больше The Troggs ни одного альбома не выпустили. Но, учитывая тот факт, что в 1994 году ещё вышел ещё один кавер на «Love Is All Around», только куда более сладкий, и с грохотом прошёлся по миру, с авторскими начислениями у Рега Пресли, как автора песни, проблем не было.
Вернёмся к R.E.M. Другими би-сайдами на сингле «Radio Song» были:
Лайв-версия «Belong», записанная ещё в 1989 году. Предлагаю вместо неё вновь MTV Unplugged.
Лайв-версия песни «You Are the Everything», сыгранная в рамках задокументированного для «Tourfilm» концерта в 1989 году.
А ещё лайв-версия хита «Orange Crush», записанная на концерте в Майами 29 апреля 1989 года. «Music Mix» на «Shiny Happy People», выпущенный официально (я говорил о нём в первой части).
Ну и на закуску: ремикс на «Radio Song», включающий в себя любимый многими сэмпл ударных из «Funky Drummer» Джеймса Брауна.
28 в Великобритании – даже чуть похуже, чем у «Near Wild Heaven». В чарты США «Radio Song» не попала. Это всё-таки тоже не хит.
Напоследок рассмотрим рождественский сингл 1991 года.
«Holly Jolly 1991 Single»
дата выхода сингла: декабрь 1991 года
На этот раз тираж сократился до 4000 копий, как ни парадоксально. Внутри было две песни, как и обычно.
«Baby Baby»
Оригинальный исполнитель: The Vibrators
Впервые эта песня вышла ещё в 1977 году. Классический панк-номер, правда уже непривычно медленный для того времени.
Схожий по настроению кавер R.E.M. Даже странно, что группа не играла песню живьём.
Поёт, представьте себе, снова Майк Миллз! В 1991-м он был в огне.
«Christmas Griping»
Вполне оригинальная мелодия, записанная в духе диалога о празднике между участниками. К примеру, Майкл начинает с фразы:
Well it looks like Christmas is here again
А затем ему вторит Билл Берри:
Yeah, guess we'll have to go shopping now
Отсылки к Sly and the Family Stone с их бум-шакалакой присутствуют!
Фух. Считаю, что мы достаточно подробно разобрали каждый аспект эры «Out of Time».
И вы точно знаете, как поступить, если ждёте рассказ о следующем альбоме R.E.M. в скором времени. Лайк, комментарий по теме, подписка на канал.
Поддержка монеткой:
На главной странице моего канала также можно обнаружить подборку со всеми вышедшими материалами об R.E.M. Или по ссылке ниже:
Напоминаю о своём Телеграм-канале.