С первого сентября в договоры с потребителями запрещено включать ряд условий, под угрозой признания их ничтожными и наложением штрафа на продавца.
Это 14 условий:
Исполнитель больше не сможет угрожать штрафом, если потребитель решит отказаться от договора.
Штрафы обычно удерживали из стоимости тура туроператоры, что всегда можно было легко в суде оспорить. Или арендодатели при отказе от аренды квартиры. Однако в суд шли не все, поэтому законодатель запретил такое условие вообще включать в договор.
Ограничение подсудности - потребитель по закону имеет право выбирать в какой суд предъявить иск, а исполнитель или продавец не имеют право его ограничивать и указывать конкретный суд. Это часто делали банки и застройщики по ДДУ.
Запрещено исполнителю менять условия договора в одностороннем порядке, в том числе менять цену, срок и т.п. Например автодилер теперь не сможет прописать в договоре, что цена на автомобиль может быть увеличена в случае роста закупочных цен или экономической ситуации на рынке, как они обычно это делали, когда автомобиль привозился под заказ для покупателя.
Нельзя в договоре прописывать, что ответственность за исполнителя несет третье лицо, то есть установщики окон не могут пенять на изготовителя, задержавшего заказ, т.к. обязательства по договору на себя принимает исполнитель.
Нельзя больше прописывать никакие дополнительные услуги за плату, на которые не получено отдельное согласие потребителя (платное смс информирование и т.п.)
Запрещено навязывать или ставить в зависимость приобретение товаров или услуг приобретением других товаров или услуг, такое часто бывает в автосалонах, салонах красоты, когда товар продаётся при условии приобретения страховки, семейного врача и т.п.
Нельзя уменьшать размер законной неустойки, устанавливать основания для расторжения договора исполнителем, ставить удовлетворение требований потребителей в отношении товаров, работ или услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с этими недостатками. Например, требование сохранять коробку от товара незаконно.
Теперь недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав, к примеру, подарочные карты теперь нельзя запретить возвращать и менять на деньги и даже нельзя будет такое прописывать в правилах.
Помогут ли эти законодательные запреты в решении вопроса по навязыванию "помощи на дорогах", консультации врача, финансовой защиты и т.п в автосалонах? Нет, уверена.
Салоны исключат все условия из договора и будут это прописывать в других документах, в том числе, заключенных не между салоном и покупателем, а третьим лицом (у них всегда есть так называемые спутники фирмы-помойки, на которые они заключают подобного рода соглашения)