Уважаемые читатели, продолжаем...
Первая четверть 1992 года быстро разрушила иллюзию, что без СССР жить станет свободнее и легче.
Дикий рынок вызвал не меньшую, а иногда и тяжелейшую обратную реакцию, чем когда были очереди и дефицит товаров.
Уже в апреле 1992 года по стране прокатились митинги и недовольства решениями властей. Так на VI Съезд народных депутатов, Президент Б.Н. Ельцин столкнулся с жестким отторжением политики правительства реформ. К середине 1992 года в стране оформились два центра власти: президент-правительство и Верховный Совет. Это не было классическое разделение властей, когда каждая ветвь власти обладает своими полномочиями, а вместе они создают систему сдержек и противовесов. Между Верховным Советом и президентом-правительством шла борьба за всю полноту власти в стране, за тот вариант реформ, который они считали приемлемым. 13 апреля правительство подало заявление об отставке, которая не была принята. Президент искал и предлагал компромиссы, но они не удовлетворяли оппозицию. В мае Ельцин признал, что в России обозначился конституционный кризис, который еще более усилился, когда осенью оформилась радикальная оппозиция – Фронт национального спасения.
6 мая завершился вывод тактического ядерного оружия с территории Украины в Россию. Осенью 1991 года речь шла о том, как выйти из политического и экономического хаоса, и избежать масштабных гражданских войн на территории бывшего СССР. Если учесть размеры советского ядерного потенциала, оказавшегося на территории теперь уже самостоятельных государств – России, Украины, Белоруссии, Казахстана, судьба цивилизации была под угрозой. В России находилось 71% стратегических боезарядов, на Украине – 16, в Казахстане – 12, в Белоруссии – 1%. Если стратегическое ядерное вооружение эффективно контролировалось из Москвы, то решения по применению тактических ядерных зарядов (снарядов и мин) технически были доступны командующим округами в республиках. И это было чрезвычайно опасно. Любые территориальные споры могли спровоцировать вооруженный конфликт между ядерными постсоветскими государствами. Поэтому наряду с Беловежским соглашением об учреждении СНГ 30 декабря 1991 года было подписано Соглашение по стратегическим силам, в котором были зафиксированы обязательства ликвидировать ядерное оружие на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
1 июля 1992 год вводится единый плавающий курс рубля по отношению к доллару (внутренняя конвертируемость рубля). Одновременно были отменены ограничения на продажу валюты частным лицам и обязательная продажа валюты экспортерами по фиксированному курсу. Это имело большое значение, поскольку множество обменных курсов искажало ценовые пропорции в экономике, приводило к плохо контролируемому перераспределению ресурсов между секторами, некоторые из них неоправданно оказывались в более выгодном положении. Например, 30 июня 1992 года доллар стоил 119 рублей, 31 июля – 136, 31 декабря – уже 418 рублей.
14 августа 1992 года Указом Президента РФ "О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ" безналичные приватизационные вклады были заменены на бумажные приватизационные чеки, что позволяло ускорить и облегчить приватизацию.
Каждый гражданин России получал приватизационный чек, дающий право на участие в приватизации государственных предприятий. Бесплатной раздаче подлежала только часть госсобственности, остальное предполагалось в будущем приватизировать за деньги.
Инициативу в приватизации предприятий мог проявить любой гражданин, подав соответствующее заявление, отказать в приватизации было нельзя. Этот политический ход позволял правительству в проведении приватизации опираться на рядовых граждан – сторонников рынка и частной собственности.
Приватизация стала реально возможной. Были сняты ограничения на оборот акций приватизируемых предприятий, что упростило процедуру приватизации и ускорило консолидацию крупных пакетов акций, препятствовало чрезмерному их распылению. Большинство граждан не ощущало потребности быть собственниками акций предприятий. Текущие потребности для них были важнее обещанных в будущем дивидендов. Люди предпочитали продать чеки (а позже – купленные на них акции) по цене, предлагаемой скупщиками. Массовое предложение обесценило чеки, они продавались и покупались по ценам ниже номинала. Номинал составлял 10 тыс. неденоминированных рублей – цифра условная, принятая для облегчения расчетов при проведении аукционов.
Например, если к осени 1992 года, продав приватизационный чек, можно было купить мужской костюм среднего качества, то к концу 1993 года его рыночная цена была эквивалентна 3–4 бутылкам водки.
В целом, страна потихоньку начинала отходить от "шоков" после распада и пытаться восстановить хоть какую-то нормальную жизнь, но уже в новых условиях- гиперинфляции, безработицы, дикого рынка.
Об этом в следующих публикациях.
Ставьте лайки, подписывайтесь, будет интересно.
#история #наука и образование #исторические факты