Найти тему
Правмир

"1 сентября — день радости, а не учебы"

Оглавление

Священники и психологи рассказывают о своем самом памятном первом сентября и о том, как не возненавидеть школу.

Протоиерей Алексей Уминский

-2

Не могу сказать, что в моей душе отложились какие-то особые воспоминания, связанные с 1-ым сентября. Сначала это было просто 1-ое сентября в школе, когда папа с мамой меня привели в первый класс, а во втором классе я уже сам пошел, потому что школа была рядом с домом. Дальше я несколько школ поменял. Не было каких-то особенных волнений, впечатлений… видимо, забылось.

После окончания института я стал работать учителем, 1-ое сентября я должен был проводить вместе со своим классом, готовить линейку, например.

Когда я начал работать в православной гимназии духовником и преподавателем, 1-ое сентября стало проходить совершенно по-новому, не так, как в обычной школе. У нас зародились свои собственные традиции проведения этого дня.

В первый день осени мы никогда не учимся, ни единого урока! Я считаю, что 1-ое сентября должно быть радостным событием, праздником. Это день, когда ребенок снова встречается со своими друзьями, когда он полон впечатлений и, повзрослевший, окрепший, чему-то (хорошему, а, может, и плохому) научившийся за лето, хочет правильно себя показать.

Поэтому для нас важно, чтобы 1-ого сентября все были настроены одинаково хорошо. Чтобы этот день был радостным, чтобы начало учебного года было окрашено таким вот ощущением праздника.

Мы обязательно служим молебен в нашем гимназическом храме – торжественный, замечательный молебен, все дети приходят обязательно в парадной форме, с родителями. А потом мы идем в гимназию, где дети переодеваются в спортивную форму, садимся в автобус и едем куда-нибудь недалеко в Подмосковье, в  храм или монастырь с интересной историей.

После небольшой паломнической экскурсии устраиваем общий школьный пикник. Все вместе играем в футбол – учителя, священники и дети, другие подвижные игры. У нас всегда на скатерти-самобранке раскладываются припасы, которые мы привозим с собой из дома. И, как пишется в хороших учебниках русского языка, «усталые, но довольные» возвращаемся домой.

Это многолетняя традиция. Она складывалась постепенно — в течение уже двадцати лет, как существует гимназия. И с каждым годом мест, которые мы еще не посетили, становится все меньше и меньше. За это время мы объездили практически все ближнее Подмосковье.

Что я могу посоветовать учителям в этот день? Не мучить детей уроками. Не начинать день с какой бы то ни было нагрузки. А дать возможность ребятам зарядиться хорошим настроением, сдружиться снова со всеми. Особенно это важно, если 1 сентября в класс пришли новые ученики — они с порога попадают в хорошую правильную атмосферу дружбы и игры, поэтому их вхождение в класс становится более простым, облегченным.

Заложенный в самой сути школьного обучения конфликт – между учителем и учеником, между школой и родителями (кто-то должен отвечать у доски, кто-то должен ставить оценки) – это ситуация неравноправия. И мне кажется, что 1-ое сентября должно именно эту проблему решать. Пусть в этот день отношения ученика и учителя будут правильно выстроены – радость, игра, общение, удовольствие от встречи.

Надо ли ограждать ребенка от окружающего зла, как-то по-особенному беречь его от дурного влияния? Нет! Хотя есть «совет»: надо не выпускать ребенка на улицу, запереть в квартире, обложить учебниками, ни в коем случае не иметь ни телевизора, ни компьютера, айпода, айпэда и всего такого прочего, чтобы он сидел и читал исключительно учебники, а лучше — жития святых. Вот тогда стопроцентно гарантирована защита! Смешно звучит, правда?

А теперь дам серьезный совет. Не врите детям. Ни 1-го, ни 2-го, ни 3-го сентября — никогда. И тогда у вас будет больше шансов уберечь ребенка от зла и от негативного влияния мира. А первый день учебного года посвятите целиком детям – их впечатлениям, их радости — проживите его вместе с ними.

Протоиерей Максим Первозванский

-3

Самое запомнившееся Первое сентября – это День знаний 1997 года. Это был первый учебный год в православной школе – пансионе «Плесково». Решение об открытии школы было принято весной, и за лето учредитель и сотрудники должны был подготовить бывший санаторий, находившийся в полном запустении, к приему детей.

Учитывая, что это – пансион, в котором учащиеся и сотрудники еще и живут, то можно себе представить, какая была проделана работа! Следовало подготовить учебные корпуса, столовую, корпуса, в которых дети будут находиться после занятий, дома для сотрудников…

К Первому сентября мы не успели подготовить школу-пансион к открытию. Учебный год начался 14 сентября, то есть тоже первого сентября, но по Юлиановскому, церковному календарю.

Мы заезжали в заново отделанные помещения. При этом просохнуть еще ничего не успело, по ночам на окнах проступала влага, потому что покрашенные стены продолжали сохнуть.

Свою семью я тогда еще не успел туда привезти: жилье для меня еще не было готово и я жил в одной комнате с учениками.

И это начало учебного года запомнилось мне на всю жизнь, я вспоминаю его (и последующие первые годы работы в «Плесково») как один из лучших периодов своей жизни. Это было удивительное время, порыв энтузиазма – и у родителей, и у педагогов, и у детей. Школа эта продолжает существовать до сих пор, правда, уже без меня. И я сохраняю о ней самые лучшие воспоминания.

В свои школьные годы я при приближении Первого сентября не испытывал ни особой радости, ни особой тоски. Единственный раз, когда к началу учебного года я подходил со страхом и дискомфортом, – был в начале девятого класса.

Восемь классов я проучился в английской спецшколе. Планировалось, что из двух восьмых сделают один девятый класс, то есть отсеются те, кто желает ограничиться неполным средним образованием. Я вообще-то этого не планировал. И моих родителей еще перед тем, как я пошел в восьмой класс, предупредили, что либо они материально помогут школе, и хорошо помогут, либо заберут меня из школы после восьмого класса сами, по-хорошему.

Родители отказались делать и то, и другое. Многодетной семье было не до помощи школе, да и надеялись они, что ведь не может произойти несправедливости в нашем справедливом обществе.

К концу восьмого класса у меня в аттестате из пятнадцати оценок четырнадцать были «тройки». Притом, что я до этого и после учился вполне прилично. С такими оценками меня отчислили. А после – не брали ни в одну школу, поскольку такое количество троек предполагает, что большая часть из них нарисована из жалости, а ученик – неисправимый двоечник.

Папе удалось уговорить директрису одной из школ взять меня, написав расписку (она до сих пор хранится у нас в семье), что если я в течение двух месяцев не покажу знаний, соответствующих уровню девятого класса, он заберет меня из школы.

И в новую школу, в девятый класс, я шел в довольно мрачном настроении. Было страшно, что там меня ждет, и обидно, ведь я не был неуспевающим учеником и такое количество троек было явно незаслуженным. Но вскоре, после начала учебы, все эти чувства прошли.

В нашей семье к Первому сентября мы вместе с детьми начинаем готовиться недели за две: вспоминаем, как пишутся буквы, решаются задачи.

Начинается большая суета, большие материальные траты. Я даже с некоторых служб в храме отпросился, чтобы матушка могла ездить с детьми по магазинам.

У нас шесть школьников — со 2 по 11 класс. Торжественных линеек у нас в одной школе будет четыре в разное время.

Но в целом – ощущение радостного возбуждения — и у детей, и у нас. Понятно, что младшие ждут начала учебного года больше, чем старшие. Но все понимают, что школа – это как зима, которая все равно придет, и надо принимать ее как данность, с хорошим настроением.

Ольга Красникова

психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии

-4

Самое памятное в моей жизни 1 сентября — когда отвела в школу своих детей. Это новый этап в жизни матери. До этого вся жизнь крутилась дома и вокруг детей, а тут ребенок выходит в новую жизнь, в новые социальные отношения. Появляются новые авторитеты, мама уже не самая главная – «а мне учительница сказала!». Серьезное испытание!

Если ваш ребенок идет в первый класс — то, конечно, это надо отмечать как праздник, как Событие с большой буквы. Желательно, чтобы побольше родственников провожали ребенка в школу утром. И дома устроить какое-то торжество, потому что это переход ребенка в новый статус, очень серьезное изменение в его жизни, и ему важно получить поддержку от своих близких — чтобы близкие показали, что это действительно значимое событие.

1 сентября в первом классе – это, конечно, самый значимый день, а все последующие «первые сентября» в начальной школе можно просто отметить походом в какое-нибудь интересное место: в парк, если хорошая погода, в зоопарк, можно с друзьями. В первом классе у ребенка среди одноклассников друзей не так много, если они есть вообще, а в следующих классах уже будут друзья, и это будет такое вот радостное совместное проведение досуга.

Начиная со средней школы, если ребенок идет в ту же школу, где он начинал учиться, то ему больше важны уже не родители, не родственники, а друзья. И тут хорошо бы отметить уже не в кругу семьи, а именно с одноклассниками. Может быть, веселый классный час провести или отпраздновать в каком-то кафе. Этот праздник уже выходит из дома в социум, в общество сверстников.

Если же речь о старшеклассниках, то будет хорошо, если им родители купят тортик, который можно вынести из дома и съесть с друзьями. Старшеклассникам точно не нужно, чтобы их провожали в школу утром на линейку и чтобы родители принимали в этом какое-то участие. Для них уже важно именно общение с одноклассниками и друзьями.

Проводилось очень интересное психологическое исследование, в котором сравнивались семьи неблагополучных подростков с асоциальным поведением и подростков, которые более-менее спокойно переживали подростковый кризис. Выявили очень интересный факт: в семьях, где подросток сохранял контакт с родителями, продолжал учиться, где он не выходил в асоциальное поле — там было три времени суток, когда подросток был с родителями.

Это утро – то есть он просыпался не один в квартире, его кормили завтраком, спрашивали: как настроение, как себя чувствуешь? Ребенка провожали.

Потом он возвращался не в пустую квартиру. Причем дома были не обязательно родители: это могла быть соседка, няня, бабушка. Кто угодно, но кто-то взрослый. Советский образ маленького ребенка с ключом на шее, с большим портфелем возвращающегося домой, где его никто не ждет – это психологическая травма для ребенка, имеющая тяжелые последствия в будущем. Ребенку важно приходить не в пустой дом. Чтобы его встречали и спрашивали, как он провел день в школе, как у него дела, что произошло за день.

И очень важно, чтобы ребенок не засыпал один, чтобы в квартире был обязательно кто-то взрослый, чтобы пожелал ему спокойной ночи.

Дети, у которых не было этого времени, проведенного вместе со взрослыми, чувствовали себя одинокими, брошенными, никому не нужными. Эти переживания стали причиной того, что дети пытаются восполнить дефицит общения и признания во дворе, в компании — вне семьи, и у них начинаются серьезные психологические и социальные проблемы.

Проводите больше времени с детьми, чаще разговаривайте с ними и не только об учебе!

Мой совет учителям. О том, что не все учителя любят детей, я говорить не буду – это печальный факт. Поэтому в первую очередь хочется пожелать, чтобы они любили детей. И мне кажется, что основная составляющая педагогического успеха — когда учитель видит в ребенке прежде всего личность.

А успеваемость, оценки – это уже второстепенное, не главное. Уважение в ребенке личности – это залог успеха учителя. Потому что тогда он сможет найти с ребенком контакт. Сможет наладить с ним диалог. Если учитель не уважает в ребенке личность, то любые «педагогические воздействия» и «воспитательные меры» просто бесполезны.

Например, учитель говорит: «Ты не понял? Ты что ненормальный?» То, что ребенок что-то не понимает, получил двойку, еще ни о чем не говорит. Нужно выяснить, что послужило причиной. Может быть, у него в семье какие-то сложности, может, он плохо себя чувствовал, поэтому был невнимательным, не понял материал. Учитель ставит оценку, но он не должен делать выводов по поводу умственных способностей или личности ребенка. Должно быть просто человеческое понимание, внимание.

Если дети в классе чувствуют, что отношение учителей зависит от успеваемости: отличников выделяют, а те, кто учится хуже, – они «второго сорта», то это пагубно влияет как на отличников, так и на тех, кого зачислили во «второй сорт».

Когда ребенок идет в школу — это кризис для всей семьи. Для родителей, для бабушек-дедушек и, конечно, для самого ребенка. Нужно очень бережно относиться ко всем членам семьи, переживающим этот кризис. Пройдя через этот кризис, ребенок приобретает новый личностный и социальный статус — он теперь школьник. Первое «первое сентября» — это важный, переломный рубеж в жизни человека — детство закончилось.