Вот многие ценители живописи «косо смотрят» на копии картин больших мастеров, созданные в свое время Ван Гогом. Одних смущает тот факт, что данные произведения сам мастер называл «переводом на другой язык, экспериментом с формой, но не содержанием». Другие указывают на нестабильное психическое состояние мастера в тот период. Так или иначе пересуды о роли и значении этих работ продолжаются по сей день.
А знаете, уважаемый читатель, что повергает в нестабильное психическое состояние нас самих? — существование китайской «деревни художников», в которой ежегодно производится пять миллионов картин. Да-да, именно массово производится. Большая часть из них – копии шедевров великих мастеров изобразительного искусства. «Автопортрет» Ван Гога займет работы на полчаса, а вот на «Джоконду» потребуется день. Сюда приезжают люди со всего мира, чтобы увезти на память «Постоянство памяти» Сальвадора Дали или оформить сделку объемом в десяток контейнеров с работами китайских подражателей. Как Вам такая
живопись в промышленных масштабах?
Списки с шедевров делали с незапамятных времен. В Китае реплики европейских картин писали с XVII века. А в двадцатом «промысел» поставили на поток и превратили в бизнес с годовым оборотом в сотни миллионов долларов. Спрос на качественные подделки первым уловил гонконгский бизнесмен, которой любил и деньги, и искусство своей одному ему понятной любовью. В начале 1990-х он привез в промышленный пригород Шэньчжэня два десятка мастеров кисти, снабдил их необходимым инструментом и предложил выполнить – но не свое оригинальное, а чужое гениальное. Сигнатуры оказались востребованы у дизайнеров и декораторов, владельцев отелей, банков и простых граждан. Изготовление да Винчи и Ван Гога поставили на поток. А в Дафэн потянулись со всей страны выпускники престижных академий – талантливые, но безработные.
Формально реплика картины – это не подделка. За оригинал ее не выдают. По крайней мере, сами рисовальщики. В отличие от полиграфических репродукций, на китайском «Монмартре» копии малюют на настоящих холстах и масляными красками, добиваясь поразительного сходства с исходником. Разве что лицо Моны Лизы может стать чуть полнее, а в пейзаже Клода Моне прибавится краски поярче. В покупателях, желающих украсить свои респектабельные жилища, коммерческие объекты и офисы «шедевром», недостатка нет. Но в художественной среде до сих пор идут споры об этичности такого бизнеса. Ведь он нивелирует основные принципы искусства – «идентичность, истину, оригинальность».
Свое слово в поддержку высказал современный итальянский художник, провокатор и шутник Маурицио Каттелан. Он привлек в качестве спонсора бренд Gucci и организовал выставку «В присутствии художника», где авторские работы мирно соседствовали с репликами. По его мнению, художник – это губка, которая впитывает все, что было до него. Почему бы и не Ван Гог?
В «деревне» сейчас работает пять тысяч авторов. Жесткая конкуренция не позволяет поднимать цены, и большинство холстов стоит от 8 до 40 долларов. Качественные дубликаты уходят за сотни «зеленых». Основные покупатели – китайские и европейские бизнесмены, которые в своих галереях реализуют такие полотна втридорога. Выбраться на вершину успеха, открыть собственную мастерскую и обзавестись помощниками – очень сложно. Большинство ютится в маленьких комнатушках, но не уезжает – ведь здесь можно зарабатывать. В лавках предложат зеркала, украшения, скульптуры и другую декоративную продукцию.
Создание картины похоже на медитацию, когда мастер «ваяет» прямо на улице, невзирая на погоду и прохожих. Это может быть шоу, в котором 20 человек одновременно и быстро создают двойник одной и той же картины. Чаще всего – это монотонная, но профессиональная работа. В одной руке кисть, в другой – фотография, телефон или планшет с изображением оригинала.
Кризисы приходят, но популярность искусства остается. Сейчас большая часть заказов стала поступать от внутренних покупателей. Повысился спрос на копии национальных шедевров. В тренде – портреты Мао Цзэдуна, натюрморты с пышными цветами и традиционная китайская каллиграфия. В Дафэне появляется больше оригинальных творений, но и не меньше копий. Местные власти строят в «деревне» арт-парк и привлекают туристов. Проводят выставки в художественном музее площадью «всего» 11 тысяч кв. м. и спонсируют участие художников в международных конкурсах. Бюджет получает неплохой доход, живописцы – работу, а поклонники прекрасного – творения классиков, пусть и в кальке. Ну а мы получаем пищу для размышлений о том, к чему все это приведёт.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться