91,2K подписчиков

Пять миллионов картин и ни одного шедевра

10K прочитали
Вот многие ценители живописи «косо смотрят» на копии картин больших мастеров, созданные в свое время Ван Гогом. Одних смущает тот факт, что данные произведения сам мастер называл «переводом на другой язык, экспериментом с формой, но не содержанием». Другие указывают на нестабильное психическое состояние мастера в тот период. Так или иначе пересуды о роли и значении этих работ продолжаются по сей день.

А знаете, уважаемый читатель, что повергает в нестабильное психическое состояние нас самих? — существование китайской «деревни художников», в которой ежегодно производится пять миллионов картин. Да-да, именно массово производится. Большая часть из них – копии шедевров великих мастеров изобразительного искусства. «Автопортрет» Ван Гога займет работы на полчаса, а вот на «Джоконду» потребуется день. Сюда приезжают люди со всего мира, чтобы увезти на память «Постоянство памяти» Сальвадора Дали или оформить сделку объемом в десяток контейнеров с работами китайских подражателей. Как Вам такая
живопись в промышленных масштабах?

Ван Гог В, «Утро. Пара крестьян отправляется на работу», по работе Милле, 1890
Ван Гог В, «Утро. Пара крестьян отправляется на работу», по работе Милле, 1890
Милле, «Утро. На работу», около 1858-1860
Милле, «Утро. На работу», около 1858-1860

Списки с шедевров делали с незапамятных времен. В Китае реплики европейских картин писали с XVII века. А в двадцатом «промысел» поставили на поток и превратили в бизнес с годовым оборотом в сотни миллионов долларов. Спрос на качественные подделки первым уловил гонконгский бизнесмен, которой любил и деньги, и искусство своей одному ему понятной любовью. В начале 1990-х он привез в промышленный пригород Шэньчжэня два десятка мастеров кисти, снабдил их необходимым инструментом и предложил выполнить – но не свое оригинальное, а чужое гениальное. Сигнатуры оказались востребованы у дизайнеров и декораторов, владельцев отелей, банков и простых граждан. Изготовление да Винчи и Ван Гога поставили на поток. А в Дафэн потянулись со всей страны выпускники престижных академий – талантливые, но безработные.

Формально реплика картины – это не подделка. За оригинал ее не выдают. По крайней мере, сами рисовальщики. В отличие от полиграфических репродукций, на китайском «Монмартре» копии малюют на настоящих холстах и масляными красками, добиваясь поразительного сходства с исходником. Разве что лицо Моны Лизы может стать чуть полнее, а в пейзаже Клода Моне прибавится краски поярче. В покупателях, желающих украсить свои респектабельные жилища, коммерческие объекты и офисы «шедевром», недостатка нет. Но в художественной среде до сих пор идут споры об этичности такого бизнеса. Ведь он нивелирует основные принципы искусства – «идентичность, истину, оригинальность».

Эжен Делакруа, «Пьета», 1850
Эжен Делакруа, «Пьета», 1850
Ван Гог В, «Пьета», по работе Делакруа, 1889
Ван Гог В, «Пьета», по работе Делакруа, 1889

Свое слово в поддержку высказал современный итальянский художник, провокатор и шутник Маурицио Каттелан. Он привлек в качестве спонсора бренд Gucci и организовал выставку «В присутствии художника», где авторские работы мирно соседствовали с репликами. По его мнению, художник – это губка, которая впитывает все, что было до него. Почему бы и не Ван Гог?

Ван Гог В, «Жнец», по работе Милле, 1889
Ван Гог В, «Жнец», по работе Милле, 1889
Милле, «Труды на полях. Сенокос», 1852
Милле, «Труды на полях. Сенокос», 1852

В «деревне» сейчас работает пять тысяч авторов. Жесткая конкуренция не позволяет поднимать цены, и большинство холстов стоит от 8 до 40 долларов. Качественные дубликаты уходят за сотни «зеленых». Основные покупатели – китайские и европейские бизнесмены, которые в своих галереях реализуют такие полотна втридорога. Выбраться на вершину успеха, открыть собственную мастерскую и обзавестись помощниками – очень сложно. Большинство ютится в маленьких комнатушках, но не уезжает – ведь здесь можно зарабатывать. В лавках предложат зеркала, украшения, скульптуры и другую декоративную продукцию.

Ван Гог В, «Крестьянка с граблями», по работе Милле, 1889
Ван Гог В, «Крестьянка с граблями», по работе Милле, 1889
Милле, «Труды на полях. Женщина, сгребающая сено,»,1852
Милле, «Труды на полях. Женщина, сгребающая сено,»,1852

Создание картины похоже на медитацию, когда мастер «ваяет» прямо на улице, невзирая на погоду и прохожих. Это может быть шоу, в котором 20 человек одновременно и быстро создают двойник одной и той же картины. Чаще всего – это монотонная, но профессиональная работа. В одной руке кисть, в другой – фотография, телефон или планшет с изображением оригинала.

Кризисы приходят, но популярность искусства остается. Сейчас большая часть заказов стала поступать от внутренних покупателей. Повысился спрос на копии национальных шедевров. В тренде – портреты Мао Цзэдуна, натюрморты с пышными цветами и традиционная китайская каллиграфия. В Дафэне появляется больше оригинальных творений, но и не меньше копий. Местные власти строят в «деревне» арт-парк и привлекают туристов. Проводят выставки в художественном музее площадью «всего» 11 тысяч кв. м. и спонсируют участие художников в международных конкурсах. Бюджет получает неплохой доход, живописцы – работу, а поклонники прекрасного – творения классиков, пусть и в кальке. Ну а мы получаем пищу для размышлений о том, к чему все это приведёт.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться