Принято считать, что у компании должна быть миссия. Но даже руководители, знакомые с основами менеджмента в целом и с данным понятием в частности, не стремятся внедрять её в перечень рабочих документов.
Многие не знают, с чего начать работу над предназначением организации. Но вспомните ответ на вопрос: «Как съесть слона?». Конечно, по частям. В случае с миссией также стоит сделать декомпозицию задачи и начать разработку с формирования цели компании и её замысла. Это поможет сформировать надёжную команду и наметить вектор развития для бизнеса.
В этой статье подробно расскажем, что такое цель и замысел компании, как точно их сформулировать и какую роль они играют для организаций.
Что такое цели компании?
Цель компании является необходимым элементом для понимания идеологии организации. Это то, что даёт смысл существования группе людей, объединенных общим делом. В данном контексте под целью компании не имеется в виду цель по SMART: чёткая, достижимая, измеримая и ограниченная по времени цель. Здесь следует рассматривать её как нечто глобальное.
Цели самых известных компаний связаны с созданием пользы для человечества. Например:
- «Яндекс» хочет «помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни»;
- LaModa стремится «дарить простой доступ ко множеству брендов и уверенность в том, что выглядеть стильно может каждый»;
- Skyeng желает «приводить к результатам, которыми хочется гордиться»;
Tetra Pak планирует «сделать продукты питания безопасными и доступными»;
- «Аэрофлот» мечтает, чтобы люди «могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии».
Цель определяет её основатель лично. Она входит в основу общей идеологии, мотивирует сотрудников на работу, объединяет их. Каждый работник предприятия должен знать, какую цель преследует организация. Наличие общей цели компании повышает мотивацию персонала, улучшает эффективность отдельного работника и сплочённость команды. Поэтому руководителям и топ-менеджерам нужно регулярно напоминать о целях во время планёрок и собраний.
Миссия компании и стратегические цели компании — разные понятия. Если первое задаёт общее направление развития на годы вперёд, то второе нацелено на решение конкретных проблем в обозримый период времени. Стратегические цели становятся основой планов. Они должны быть зафиксированы в документах и включать чёткие шаги их достижения, финансовую сторону реализации, ответственных лиц и сроки осуществления плана.
Чаще всего в цели компании нет какого-то сакрального смысла. В её основе лежит идея, которая родилась в голове у руководителя. Мысль сделать что-то лучше во благо общества. Создав эту идею, он объединяет специалистов, которых она вдохновляет на работу. Чтобы сформулировать её, нужно выйти за пределы деятельности компании. Если вы руководитель, то посмотрите на бизнес «сверху» и подумайте, какие слова вдохновляют вас двигаться дальше. Раз эта мысль зажигает вас, она вдохновит и сотрудников, которые вместе с вами работают над общим проектом.
Не стоит ставить основной целью компании «стать номером один» в какой-то сфере. Она может вдохновить лишь отдельных сотрудников, которые имеют проблему с самооценкой. Для остальных такая цель будет скучна. «Стать №1» в чём-то — промежуточный этап в движении организации. Цель компании должна мотивировать людей в группе на достижение чего-то большего.
Не обязательно, чтобы основная цель компании была уникальной. Многие бизнесмены хотят сделать клиентов счастливее, сервис — удобнее, а скорость операций — выше. То, что к похожей цели стремятся сотни других компаний, не ослабляет желание коллектива достичь её. Ценнее для них то, каким способом будет достигнута эта цель. Ведь у каждой организации будет свой персональный метод. В этом и будет проявляться основной замысел компании.
Что такое замысел компании?
Замысел компании — её уникальный способ действовать, дорога, которая ведет бизнес по направлению к цели. Замысел всегда индивидуален и из него складывается конкурентное преимущество.
Apple знают во всем мире по передовым решениям в области разработки гаджетов и программного обеспечения для них. Изначально разработчики сосредоточились на том, чтобы самостоятельно изготавливать и технику, и программы для собственных устройств, уделяя большое внимание эстетике и удобству конечного продукта для пользователя. В этом и заключался замысел компании, который сформулировал Стивом Джобсом.
В 1995 году, пока Джобс был отстранён от руководства, Apple начали продавать лицензии на macOS, что противоречило изначальному замыслу. Но с его возвращением эту практику отменили, потому что не принесла фирме никакой прибыли. Таким образом, замысел Стива Джобса предопределил будущее Apple и сделал её компанией №1 в мире.
Вместе с идеей создания предприятия часто основатель придумывает и замысел: как новая компания будет делать что-то. Например: «шить сумки только из переработанных материалов», «кормить людей в ресторане только завтраками», «лечить зубы детям так, чтобы они не боялись стоматологов».
Чем уникальнее замысел, тем он сильнее. С необычной задумкой, заложенной в основе идеологии компании, легче сформировать особое торговое предложение, которым фирма будет отличаться от конкурентов. Но у этой медали есть и обратная сторона: «необычный» замысел останется не принятым аудиторией или не понятным потенциальным покупателям. И чтобы донести его, нужны большие вложения, усилия многих сотрудников и время. Поэтому нередко креативные стартапы терпят крах в самом начале пути.
Чтобы сформировать замысел компании, необходимо учесть четыре момента:
- Готовность людей платить за продукт.
Когда руководитель создаёт замысел компании, ему необходимо понимать, захотят ли потенциальные покупатели заплатить за неё деньги. Действительно ли они хотят, чтобы пиццу им доставляли дроны, или важнее, чтобы она приехала горячая и вкусная. Точно ли им нужно, чтобы обои, которые производит фирма были сделаны из экологически чистых материалов или им важен дизайн и цена? Если мы вернёмся к истории Apple, то вспомним, что изначально не все клиенты небольшой компании готовы были платить за эстетику и особый дизайн. И до сих пор в мире много людей, которым не нужны эти характеристики. Покупатели «голосуют» рублём. И если им понятен, близок и интересен замысел, то они сделают выбор в вашу пользу.
- Возможность масштабирования.
Успешный замысел даёт компании развиваться, расширяя рынки сбыта и количество потенциальных покупателей. Но даже если идея принята обществом, требуется понимать, если у компании ресурсы, чтобы масштабировать продукт. Крупные компании ежегодно производят миллионы товаров. Но если продукт абсолютно уникален или произвести его способен только один специалист, то результат деятельности предприятия сможет получить только небольшое количество людей. Следовательно, компания будет менее успешна чем та, которая смогла охватить и влюбить в себя более широкую аудиторию.
- Способность отличаться от конкурентов.
Если ты хочешь поесть быстро, ты пойдёшь в McDonald’s. Если для тебя важна безопасность автомобиля — ты купишь Volvo. Если ты выбираешь кроссовки для бега по шоссе, то выберешь Nike. Замыслы этих компаний — обслуживать с высокой скоростью, создавать надежные машины, делать современную обувь для спорта — стали отличительной чертой каждой из них. Видение того, как предприятие будет функционировать, позволило им делать работу иначе и получить признание клиентов.
- Притягательность лидера.
Люди всегда мечтают прикоснуться к великому. Поэтому для многих так важна личность фаундера. Выбирая товар той или иной фирмы, они словно говорят: «Мы разделяем точку зрения её создателя». Лидер компании — человек, который сформулировал цель и замысел, нашёл смелость высказать их и был достаточно настойчивым, чтобы воплотить их в реальность. Мы покупаем IPhone и становимся ближе к Cтиву Джобсу, мы покупаем Chanel и наполняемся эстетикой и утонченностью мадам Коко. Замысел вдохновляет и работников, и клиентов. А вера в лидера становится ключом на пути к успеху.
Пример разработки цели компании и её замысла
Женщина-предприниматель решила открыть косметологический салон. Для неё было важно быть красивой самой и она хотела, чтобы и другие женщины в её городе могли получать качественные косметологические услуги, заботиться о себе и о своей красоте и дарить эту красоту окружающим. Эта мысль так вдохновила её, что она стала рассказывать о ней партнёрам и сотрудникам при приёме на работу, рассказывала это подругам, коллегам в бизнес-сообществе и часто упоминала о новом проекте в соцсетях.
Бизнес-вумен ценила не только качество материалов, но и профессионализм, поэтому приняла решение, что работать в салоне будут только специалисты с медицинским образованием, в то время как в других городских студиях приём вели работники, окончившие только краткосрочные курсы. Она понимала, что при успешном запуске проекта, она может открыть ещё несколько салонов в разных частях города, а потом и по всей стране.
Работники высоко ценили основательницу салона за её внимательный подход к деталям и установку на высокий уровень образования. Им нравилось, что в этом месте их профессионализм особенно ценят и стремились проходить дополнительное обучение, чтобы регулярно повышать мастерство.
В результате сейчас косметологический салон «Формула красоты» имеет несколько филиалов по городу и планирует выходы на новые площадки. Сюда приходят женщины, для которых важен профессиональный подход и качество материалов. Многие знакомы с его основательницей лично или следят за ней в социальных сетях, вдохновляются её красотой и мечтают в чем-то быть похожими на неё.
Как сформулировать цели и замыслы компании
Установка целей и замыслов является ключевым этапом планирования. Цель компании — это глобальная идея, которая даёт придаёт особый смысл деятельности людей, объединённых общим делом. Замысел компании — её уникальный способ действовать. Когда фаундер создаёт бизнес, в его голове, чаще всего, уже есть видение того, каким образом будет функционировать предприятие. Задача лидера — сформулировать эту мысль и донести её до окружения: партнёров, сотрудников, клиентов.
Чтобы определить цели и замыслы компании нужно:
- Посмотреть на бизнес «сверху» и увидеть, что мотивирует вас к развитию;
- Проанализировать, вдохновляет ли эта мысль не только создателя бизнеса, но и коллектив предприятия;
- Подумать, каким образом вы будете воплощать в жизнь идею, на каких принципах будет основываться деятельность компании;
- Протестировать, готовы ли люди платить за продукт, созданный с учётом этой идеи;
- Продумать возможность роста и выхода на новые рынки;
- Найти в своей идее отличие от того, что делают конкуренты;
- Иметь смелость высказать идею и настойчиво добиваться её реализации.