Найти тему
Digital Safety

Снова о телефонных мошенниках.

Оглавление
Снова о телефонных мошенниках.
Снова о телефонных мошенниках.

В последнее время о телефонных мошенниках довольно много информации в интернете, и по телевидению. Вроде бы все, что будет написано ниже в этой статье, уже где-то было, и кажется, что все предупреждены, однако злоумышленники все равно находят новых жертв. Я предлагаю активнее распространять эту информацию среди родственников и знакомых, особенно среди наших родителей, которые, как показывает практика, бывают очень доверчивы.

Сейчас мошенники активно продолжают действовать от имени полиции, прокуратуры и ФСБ, а теперь еще и от имени работников телекоммуникационных компаний и сотовых операторов. Суть всегда одна - мнимый представитель силовых структур или сотового оператора сообщает потенциальной жертве какую-нибудь пугающую информацию, и вынуждает выполнять его инструкции, выполнение которых всегда приводят к финансовым потерям: жертва переводит мошенникам все свои сбережения, плюс оформляет кредиты и переводит мошенниками все полученные кредитные средства.

Чаще всего сейчас мошенники работают в команде: звонят от имени представителей разных структур, переключают звонки, и подтверждают слова друг друга, чтобы повысить уровень доверия. При этом мошенники настаивают на том, что вся информация должна остаться в тайне. Используют такие фразы как «тайна следствия», «конфиденциальная информация», угрожают уголовной ответственностью в случае, если жертва попытается связаться и рассказать все членам семьи или друзьям.

Ниже будут кратко перечислены несколько частых мошеннических схем.

Но я задумался, что же все-таки объединяет все эти схемы? Всем мошенникам помогает именно доверчивость жертв. Почему мы доверяем всем незнакомцам, которые звонят нам, называют нас по имени, и представляются кем-либо, неважно кем? Именно тотальное недоверие абсолютно к каждому слову, произнесенному позвонившим незнакомым человеком, должно стать основой защиты от мошенников.

Мне вспомнилась детская сказка «Волк и семеро козлят», которая учит детей определенному шаблону поведения с незнакомцами. Волк пытается проникнуть в дом, представляясь не тем, кем является на самом деле. Для этого волк предпринимает маскировку, подделывает голос, изучает поведение матери, подслушивает пароль на вход в дом. Данная сказка должна учить детей недоверию к незнакомцам, и показывает, как злоумышленник может обманывать для вхождения в доверие.

Отсюда главное правило: для того, чтобы не стать жертвой мошенничества, надо всего лишь вести разговор с представителем службы поддержки банка и сотового оператора только в том случае, если звоните ему Вы, а не наоборот. Причем звоните Вы по номерам, которые известны Вам из открытых источников. В случае с сотрудниками силовых структур, любое общение начинается с личной встречи по повестке в стенах ведомственного здания, а не с телефонных разговоров.

Мошенники развиваются и придумывают новые схемы. Они могут представляться кем угодно, и поставщиками Вашего домашнего интернета, сотрудниками ЖКХ, государственных органов, МФЦ, фитнес-зала, школы или детского сада… Как только Вам поступает звонок от неизвестного, следует сразу же насторожиться. Ведь в момент звонка Вы никак не можете проверить, кто на самом деле Вам звонит.

А теперь перечислим некоторые наиболее распространенные на сегодня мошеннические схемы.

1. Мошенники представляются сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры:

  • Следователи спрашивают Вас, кем Вам приходится некий человек, якобы оформивший на Ваше имя доверенность на управление банковским счетом;
  • Идет следствие, в котором Вы указаны, как соучастник, так как кто-то подделал документы представился Вашими ФИО;
  • Идет следствие, и Вы должны помочь органам поймать работников банка, которые якобы совершают мошенничество при оформлении кредита;
  • Ваш родственник попал в беду, и чтобы его выручить, можно откупиться деньгами.

2. Мошенники представляются сотрудниками банков, Центробанка, Бюро кредитных историй:

  • Вы должны подтвердить выдачу Вам кредита по заявке, которую Вы на самом деле не создавали, и получается, что якобы кто-то пытается оформить на кредит на Ваше имя;
  • Вам сообщают, что с Вашего счета неизвестные пытаются снять деньги. Чтобы спасти сбережения, деньги надо перевести их в Центробанк на безопасный счет;
  • Вы должны подтвердить смену номера телефона, подключенного к банковской карте, хотя Вы его не меняли;
  • В банке идет проверка утечки данных к жуликам, и мошенник тревожным голосом сообщает Вам, что для проверки надо перейти по ссылке и ввести персональные данные в систему;
  • Вам хотят помочь обменять банковские бонусы рубли;
  • Вам хотят помочь вернуть ранее похищенные путем мошенничества деньги.

3. Мошенники представляются сотрудниками Интернет-компаний, сотовых операторов, ЖКХ, или любых других сервисных организаций:

  • Неизвестные якобы подключили к Вашему номеру несанкционированную переадресацию;
  • Вам предлагают выгодные тарифы на услуги и запрашивают данные о Ваших картах;
  • Вам предлагают перейти по ссылке или установить приложения для получения какой- либо выгоды, вознаграждения, бонусов, или льгот;
  • Вам предлагают прочитать коды подтверждения из СМС, либо ввести на Вашем телефоне какие-то USSD команды (последовательность цифр с решетками # и звездочками *).

Оружие мошенников.

Во всех случаях мошенники активно применяют в своих схемах следующие психологические приемы и человеческие слабости:

  • Эффект неожиданности;
  • Боязнь потери;
  • Эмоциональный прессинг;
  • Страх перед органами власти.

Ваш собеседник будет пытаться всячески вас запугать, будет Вас торопить и оказывать давление, чтобы вывести из морального равновесия и отключить критическое мышление.

Кроме этого, в арсенал мошенников иногда входят и технологические средства:

  • приложения для смартфонов, созданные мошенниками;
  • сайты, созданные мошенниками.

Все мошеннические схемы можно условно разделить на две категории:

  1. схема без применения технологических средств, когда жертва самостоятельно переводит деньги на счета мошенников;
  2. схема с применением мошеннического сайта или приложения.

Любые виды мошенничества могут включать в себя попытки заставить жертву установить на свой смартфон приложение, или перейти на сайт для ввода персональных и финансовых данных. Например, чтобы псевдо-следователи могли контролировать ход расследования, или чтобы перевести деньги на безопасный счет, жертва должна установить специальное приложение. Или чтобы получить какие-то выгоды, проверить свои данные на утечку, снять какую-то угрозу, и т.п. на жертва должна перейти по ссылке на мошеннический сайт, и ввести там свои данные. Независимо от схемы, мошенники получают полный контроль над смартфоном жертвы (в случае установки приложения), или получают полную информацию о персональных данных и банковских картах.

Еще раз напоминаю, не устанавливайте приложения по чьей-то указке, не переходите по отправленным Вам ссылкам от незнакомых Вам лично людей, никому не диктуйте коды из СМС и берегите номера Ваших банковских карт.

Всем удачи!

Чтобы быть в курсе событий, подпишитесь на канал Digital Safety в Telegram: https://t.me/digital_safety