Найти тему
diletant.media

Бразильские «дикси» — в поисках новой родины

Оглавление

После окончания Гражданской войны в США тысячи южан приняли решение эмигрировать. Среди стран, принявших бывших повстанцев, была и Бразильская империя.

26 апреля городок Американа, находящийся неподалёку от бразильского мегаполиса Сан-Паулу, превращается в центр празднеств, слабо связанных с историей этой южноамериканской страны. На улицы выходят мужчины, одетые в серую военную форму и несущие в руках флаги Конфедерации — объединения южных штатов, противостоявших Вашингтону в годы Гражданской войны в США. Казалось бы, какая связь у «дикси» и Бразилии? Однако самим своим появлением Американа обязана конфедератам, которые после окончания противостояния с Севером эмигрировали в Южную Америку и обосновались на плодородных землях южной Бразилии.

Эмиграция проигравших

1865 год стал концом недолгой истории Конфедеративных Штатов Америки — армии южан сдавались одна за другой, и многие, предвкушая скорую нелёгкую судьбу для своей родины под гнётом «янки» и без рабства, стали думать о своём будущем вне родины. Вариантов для эмиграции было не так уж и много — в основном перспектива касалась лишь Южной Америки. Самой привлекательной страной считалась Бразилия: плантаторы были наслышаны о неосвоенных землях, а главным плюсом стало разрешение использования рабского труда.

Рабы в обувной мастерской в Бразилии. (commons.wikimedia.org)

Ещё во время войны некоторые южане, особо близкие к масонам, начали зондировать почву на предмет возможной эмиграции в Южную Америку. Желания «дикси» совпали с планами бразильских чиновников — те увидели в поражении Юга возможность для себя переманить плантаторов на свою землю и с их помощью поднять развитие сельского хозяйства. В 1865 году в Новом Орлеане некоторые американские землевладельцы встретились с бразильскими эмиссарами и обсудили возможность переезда в Южную Америку.

В переезде были заинтересованы не только бразильские администраторы, но и сам император Педру II. Он пообещал переселенцам льготы, помощь в продовольственном вопросе и упрощённую процедуру получения гражданства. В итоге в конце 1865 года в Бразилию отправилось несколько конфедератов с целью разведать возможные места, в которых им предлагалось расположиться. Среди них был бывший сенатор от Алабамы и великий магистр местной масонской ложи, полковник Уильям Норрис. Выбор для поселения пал на регион неподалёку от Сан-Паулу, климатически напоминавший южные штаты США. Здесь и обосновался Норрис. В следующем году он перевёз своё остальное семейство, которое прибыло с другими переселенцами. Они положили начало американскому поселению, спустя некоторое время превратившемуся в город Американа.

-2

Уильям Норрис. (commons.wikimedia.org)

Американские беженцы

Известия о том, что для американцев, проигравших в Гражданской войне, открылись новые возможности в другой стране, довольно быстро распространились по южным штатам. Сотни «дикси», не желавших мириться с новой реальностью, наступивших на их родине, поспешили приобрести билеты на пароходы до Рио-де-Жанейро в один конец. Путь из Нового Орлеана к бразильским берегам занимал долгие 4 месяца. Многих встречал сам император Педру II. По воспоминаниям эмигрантов, монарх спешил поприветствовать каждую семью и жал руку их главам — настолько желанными были американские гости из Техаса, Луизианы, Северной Каролины, Миссисипи, Алабамы… «Бразильское правительство приняло нас очень хорошо, разместило нас в отеле для иммигрантов, предоставив нам кров и питание. Однако я должна сказать, что мы не были иммигрантами. Мы были беженцами," - вспоминала одна из американских эмигранток спустя полвека после отъезда из США.

-3

Император Педру II. (commons.wikimedia.org)

Из Рио эмигранты, вместе с которыми часто прибывали и рабы, разъезжались по всей стране в поисках своего «Диксиленда» без янки и без запрета подневольного труда. Их можно было встретить и на севере, в Пернамбуку, и на берегах Параны. Однако большая часть конфедератов обосновалась в регионе, куда отправился с семьей полковник Уильям Норрис. В поселении Американа и соседнем с ним городком Санта-Барбара-д'Уэсти в 1870 году проживало около 350 семей — 2,5 тысяч американцев, не считая рабов, некоторые из которых уже были в статусе вольноотпущенников.

-4

Американа в начале 20 века. (commons.wikimedia.org)

Регион славился плодородными землями, и конфедераты приступили к созданию плантаций, применяя новейшие сельскохозяйственные технологии своего времени. План бразильского правительства постепенно претворялся в жизнь: южноамериканские землевладельцы, не знавшие даже железного плуга, которым пользовались «дикси», скоро стали обращаться к своим коллегам за помощью. Это стало одной из причин открытия в Американе специальной сельскохозяйственной школы, в которой, помимо бразильских граждан, обучались и американские эмигранты, переехавшие в Бразилию, но незнакомые с тонкостями ведения хозяйства.

Конфедераты выращивали как вполне традиционные для Южной Америки культуры (сахар, хлопок), так и способствовали распространению новых. Бразилия обязана именно им появлением на своём рынке арбузов и орехов пекан.

Бразильский «Диксиленд»

Жизнь в чужой стране не была лёгкой для американцев. Несмотря на то, что бразильское правительство делало всё, чтобы улучшить их жизнь, эмигранты сталкивались с серьёзными культурными проблемами: наиболее серьёзными являлись языковые и религиозные барьеры. Конфедераты не хотели прощаться со своей идентичностью — наоборот, они прибыли сюда возрождать старый добрый Юг! Поэтому вскоре в Американе появляются англоязычные школы, протестантские церкви, а сам регион стал походить на государство в государстве, настолько сильно он отличался от остальной Бразилии.

-5

Американская церковь в Санта-Барбара-д'Уэсти. (commons.wikimedia.org)

Росту деревни, которая к концу века превратилась в полноценный город, способствовала постройка железной дороги из Сан-Паулу, возведённая в том числе и на средства переселенцев. Регион стал центром эмиграции не только из США, но и из других стран Европы: вскоре в Американе появятся немецкие и литовские колонии, а неподалёку от города возникнет поселение Новая Одесса, основанное выходцами из Российской империи, прежде всего евреями и украинцами и значительно расширившееся после 1917 года. Конфедераты хорошо относились к тем, кто бежал из России после прихода большевиков. Они считали, что эмигранты — такие же повстанцы, какими были и сами «дикси» полвека назад.

-6

Немецкий дом культуры в Американе. (commons.wikimedia.org)

13 мая 1888 года в Бразилии было отменено рабство — одна из причин, по которой американцы переехали сюда, перестала существовать. Однако из-за того, что хозяйства конфедератов представляли из себя маленькие плантации, а часть рабов уже и так была освобождена, то правительственный акт мало повлиял на жизнь конфедератов. Бывшие невольники говорили по-английски и исповедовали протестантские течения христианства, поэтому их львиная доля оставалась с бывшими хозяевами и продолжала работать на плантациях в качестве наёмного персонала. Однако по прибытии в Бразилию конфедераты поражались той свободе, которые имели в стране чернокожие и мулаты — сегрегации не существовало, из-за чего в первое время американцы чувствовали себя не совсем комфортно.

Потомки переселенцев

Всего по подсчётам исследователей в Бразилию переехало около 10 тысяч конфедератов. Многие из них, не добившись успеха в воссоздании «Диксиленда», вернулись на родину и стали наблюдателями реставрации Юга. Те, кто остались, в основном проживали в Американе. Потомки американцев проживают здесь и по сей день, а население города составляет внушительную цифру в 250 тысяч человек. В 1930-е годы многие конфедераты поддержали восстание паулистов против диктатора Жетулиу Варгаса — для них боевые действия с центральным правительством стали своего рода продолжением Гражданской войны. Как и в США, потомки американских переселенцев и их бразильские союзники эту борьбу проиграли.

-7

Праздник Festa Confederada. (ibtimes.co.uk)

Несмотря на то, что с момента переселения «дикси» в Южную Америку прошло уже полтора столетия, население Американы помнит о своих корнях. 26 апреля каждого года потомки эмигрантов выходит на улицы города в костюмах эпохи Гражданской войны и с флагами Конфедеративных Штатов Америки. Об истории переселенцев рассказывает небольшой музей, посвящённый мигрантам, в городе до сих пор действуют открытые конфедератами школы и церкви. Несмотря на сохранение этой идентичности, местные бразильцы считают «конфедерадос» своими обычными соотечественниками, а к празднику относятся как к соседской причуде.