Найти тему

Как критиковать, чтобы не обидеть, а мотивировать на совершение действий

Критика может оказаться как мотивирующим фактором, побуждающим к действию, так и причиной окончательного опускания рук, снижения самооценки, обид, злости, противоборства. Тема актуальна и для воспитания детей, и для взаимодействия с коллегами, и для общения между членами семьи или друзьями.

Вспомните, как вы реагировали на критику в детстве. Когда слышали: «Неплохо, но могло быть и лучше. Вот Ваня – молодец, гордость семьи, тебе до него расти и расти. Что-то почерк у тебя корявый, надо стараться больше» - какие эмоции испытывали? Согласитесь, что только гнев, обиду, злость и еще обещание, что «я со своими детьми никогда так разговаривать не буду». Понятно, что в советское время сравнение с другими, обесценивание, равнодушие были нормой – люди просто не знали, что можно по-другому. И в теории именно так детей мотивировали на улучшение, развитие, свершения. Хотя в реальности только получили травмированное поколение с кучей подсознательных страхов, неуверенностью в себе, синдромом самозванца и прочими прелестями, которые решить можно только в кресле психолога.

Хотя критика в умелых руках может стать мотиватором позитивных перемен и помощником на пути к улучшению коммуникаций, качества общения. Да и нельзя совсем не критиковать. Если руководитель будет только хвалить и намеренно не замечать промахов подчиненных – то о высоких результатах в бизнесе придется забыть.

Итак, как сделать критику конструктивной и мотивирующей? Запомните несколько правил:

  1. Указывать на ошибки и недостатки нужно в формате диалога, а не монолога. После того, как выскажите собеседнику претензии, дайте возможность ему ответить. Во-первых, вы лучше его узнаете, например, если человек начинает оправдываться, искать виноватых и снимать с себя ответственность – возможно, с ним и не стоит церемониться. А во-вторых, вы поймете его позицию и скрытые нюансы ситуации, которые привели к негативному результату.
  2. Критикуйте ситуацию, поступок, поведение, но не личность. Не нужно называть ребенка глупым, а коллегу – ни на что не способным тунеядцем. Помните о цели разговора: вы же хотите выяснить причины проблем и устранить их, а не обидеть и настроить оппонента против себя? Поэтому спокойно и уверенно укажите на ошибку и спросите, как человек видит дальнейшее сотрудничество/общение, чтобы подобного не допускать.
  3. Всегда напоминайте себе, что ошибаются, промахиваются абсолютно все, в том числе и вы, поэтому проблемная ситуация – это норма. Вот ее повторение раз за разом уже говорит о безынициативности, незаинтересованности и безответственности человека. Если оплошность допущена впервые – поддержите собеседника. Когда он увидит готовность к компромиссу, поддержку, веру в его силы и цель разобраться, а не наказать – то ответит упорной работой над собой и результатом.
  4. Критикуйте без посторонних людей. Не стоит ругать ребенка при друзьях или отчитывать подчиненного на общем собрании коллектива. Это неприятно, унизительно и точно не станет толчком для развития. Скорее, наоборот, послужит причиной озлобленности и нежелания прикладывать усилия.

Продуктивная и «полезная» критика – это настоящее искусство, которое человек может использовать во благо на работе, в бизнесе и в обычной жизни. Если вы овладеете им, то сможете добиваться от собеседников лучших результатов, желаемого поведения и самоотдачи без манипуляций и принуждения.

Как относитесь к критике? А сами умеете критиковать?

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

С любовью к Вам, Денис Шилкин