Найти тему
Киноамнезия

Без Горбачева: фильмы о гласности и перестройке

Оглавление

Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Глава государства отметил: Горбачев «глубоко понимал, что реформы необходимы, стремился предложить свои решения назревших проблем. (Он вел) гуманитарную, благотворительную и просветительскую деятельность». И хотя в народе диаметрально противоположное мнение, отрицать бессмысленно очевидный факт – нас покинула историческая личность. Какой была горбачевская эпоха? На этот вопрос ответят фильмы о гласности и перестройке, представленные в этом в обзоре.

Михаил Горбачев оставил после руины СССР и несбыточными мечты о лучшей жизни. Фото из открытых источников
Михаил Горбачев оставил после руины СССР и несбыточными мечты о лучшей жизни. Фото из открытых источников

«Хорошо сидим!», 1986 год

Главные герои фильма «Хорошо сидим!» страдают от сухого закона. Шеф, Ляля, Начснаб, Толкач и Эдик любители горячительного, а его нигде не найти. Поэтому вся сила и энергия героев направлена на поиски «Пшеничной».

Некоторые критики отмечают: картина получилась неудачной. Она больше похожа на агитку времен горбачёвской антиалкогольной кампании. Причем бичуют в ней пороки весьма своеобразно: час с лишним зрителю показывают, как люди пьют, поют, борогозят и отпускают пьяные шуточки.

Кадр из фильма "Хорошо сидим". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Хорошо сидим". Фото из открытых источников
"И все это создали сценаристы «Кавказской пленницы», «Операции Ы» Костюковский и Слободский!", - сокрушаются критики.

Этот «Ералаш» для взрослых не понравился и зрителям. Любители выпить в нем омерзительны. Люди, сидящие за праздничным столом, выглядят иначе.

Вроде бы делается все «по-гайдаевски», но - не получается! Антрепризы и шутки вымученно-официальные. Нет ни нового Шурика, ни того веселого мира, который его окружал.

И это удивительно! В фильме задействован отличный актерский состав – Анофриев, Кокшенов, Удовиченко, Ткачук, Брондуков, Моргунов, Мишулин, Харитонов, Ильичёв, Скоробогатов. Мэтры советской комедии "В хорошо сидим!" играют плохо. Возможно из-за того, что в фильме особо играть некого.

Кадр из фильма "Хорошо сидим". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Хорошо сидим". Фото из открытых источников

Как бы ни было, эта картина – яркое отражение горбачевской эпохи. А, следовательно, достоен упоминания в этом обзоре.

«Покаяние», 1984 год

Вошел в историю и фильм «Покаяние». С него, уверены некоторые, началась перестройка.

Картина отзеркалила настроение общества. Они против бессменного старика-диктатора. Люди хотят похоронить прошлое, но его выкапывает таинственная женщина, как напоминание о преступлениях, которые нельзя забывать.

Кадр из фильма "Покаяние". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Покаяние". Фото из открытых источников

Критики отмечают: «Покаяние» снят интеллигентом об интеллигенции. Поэтому многие его не понимают. Зрители уверены: эта картина очерняет советскую эпоху. Поэтому её нужно уничтожить.

Лишь немногие считают: кинолента Тенгиза Абуладзе несет знамя перестройки и ярко отражает настроение горбачевской эпохи. Старый диктатор непременно умрет и настанет время перемен.

И оно наступило. Правда, наступившие перемены устроили далеко не всех. Виноват ли в этом фильм «Покаяние»? Думаю, каждый сам для себя ответит на этот вопрос.

«Интердевочка», 1989 год

Фильм «Интердевочка» вышел, когда группа «Комбинация» пела гимны бухгалтеру и американскому парню, а страна стояла на пороге жесточайшего кризиса.

После выхода картины, Елена Яковлева подверглась травле. В сторону актрисы плевались старушки, многие советские граждане проклинали актрису за очернение советских женщин. Они работящие, а не гулящие и валютные ночные бабочки.

Кадр из фильма "Интердевочка". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Интердевочка". Фото из открытых источников

Зрители были уверены: то ремесло, которым занимались героини фильма, нельзя нести в массы. Тем более преподносить его как киноискусство.

По мне, «Интердевочка» показывает все изъяны горбачевской перестройки. Один из них – желание уехать на Запад, где жизнь лучше, а с помощью доллара можно решить любые проблемы. И стоит ли ругать героиню за стремление вырваться в лучшую жизнь – большой вопрос.

«Маленькая Вера», 1988 год

Фильм «Маленькая Вера», на мой взгляд, снят о потерянных и неуверенных себе девушках горбачёвской перестройки. Они хотят сбросить оковы цензуры, хотят заниматься тем, чего в советское время не было на телевидении. Однако скрепы сковывают их по рукам и ногам. Поэтому они попадают в различные передряги.

Кадр из фильма "Маленькая Вера". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Маленькая Вера". Фото из открытых источников

Кстати, «Маленькая Вера» - первый отечественный фильм, в котором была показа постельная сцена. Вышеупомянутая «Интердевочка» вышла на год позже.

Что удивительно, «Маленькая Вера» оказалась не шлюзовыми воротами чернухи и бытовухи, а вполне обычным советским реалистическим кино. Таким же, как "Родня" или "Белые Росы". Вот только вектор у него был необычный - без светлого будущего. Зритель вдруг увидел свою жизнь без романтического флёра. И, конечно, многим было трудно согласиться, что их идеалы оказались такими маленькими.

Вот такой противоречивой и странной была перестройка Горбачёва. Фильмы не врут, а лишь слегка приукрашают историю.

В народе говорят: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Вся правда о горбачевских временах показана в вышеназванных картинах. Поэтому я промолчу. А вы?

#михаилгорбачев #перестройка #гласность #ссср #интердевочка #еленаяковлева #маленькаявера #советскиефильмы