Читаю комментарии к статье «А нас-то за что?» и понимаю, как разрушительно может действовать зло еще в одном, возможно, совершенно неожиданном для него самого направлении. Когда зло приходит в нашу жизнь, мы вдруг почему-то начинаем считать, что не несем с этого момента за свою жизнь никакой ответственности. Мы ведь не звали это зло, не могли его предугадать, мы делали все, что могли, а теперь мы ни в чем не виноваты. Наша жизнь разрушена злом, и все, что мы можем теперь делать – это стоять на холодном ветру, покрываться хлопьями падающего с небес пепла и горестно смотреть на руины.
В чем подвох? А в том, что, если вы себя ведете так после того, как с вами случилось зло, это значит, что и до этого вы на себя слишком много ответственности за свою жизнь не брали. Так, плыли по течению, приспосабливались, притирались. Да, вам действительно могло казаться, что вы делали все, что могли, но беда в том, что вам это только казалось. Вы утешали себя таким образом, убаюкивали, отдавали решение по-настоящему важных вопросов на откуп людям, которых вы почему-то считали умнее, деятельнее и могущественнее себя.
Вы не были по-настоящему взрослым, а просто играли во взрослого, обманывая и окружающих, и себя. И все было хорошо, до поры до времени, потому что, пока зло не приходит в нашу жизнь, мы действительно можем жить безмятежно, как дети, искренне считая, что делаем все, что можем. Зло же срывает этот безмятежный покров и обнажает наши слабости. Да, мы не можем нести ответственности за то, что кто-то решил совершить над нами злодейство, но мы несем ответственность за то, кем мы были в момент совершения над нами зла, как выстраивали свою жизнь до этого, и способна ли эта жизнь оказалась выдержать это зло и не разрушиться.
Жизнь взрослого, осознанного человека, много сил и времени уделяющего саморазвитию, может быть сурово покорежена и испорчена злом, но разрушена им не бывает никогда. Взрослый человек не смотрит в одеяле на руины и не оплакивает навеки потерянное прошлое – он идет разгребать завалы, спасать других и заново выстраивать свою жизнь в изменившемся мире. Если вы и раньше целиком и полностью отвечали за свою жизнь, то и после катастрофы будете за нее отвечать – да, мир изменился, но вы-то остались самим собой. Вам теперь и решать, что делать со своей жизнью.
В этом смысле пример со сборами детей в школу невероятно показателен. Да, цены выросли безмерно, и траты на детей действительно стали космическими. Никто из нас не ждал испанской инквизиции такого, когда рожал детей 15, 12, 9 лет назад. Но что бы не случилось, наши дети остались нашими детьми, нам нужно продолжать их обеспечивать, и никакая катастрофа с нас эту обязанность не снимает. Родили – будьте любезны, доведите до взрослой самостоятельной жизни хоть тушкой, хоть чучелком. Сами, да, никто не придет и ничего не принесет. Как? А как хотите, как можете.
Хотите и можете изменить профессию, найти честные источники заработка – слава вам и хвала. Хотите и можете только присоединиться ради легких денег к злу – ваш выбор, но и ответственность за него нести вам. Да, вас поставили в сложные условия, которых вы явно не выбирали – но вы совершенно точно можете выбрать, что делать с этими обстоятельствами дальше.
Как неожиданно демонстрирует нам наше странное время, выбор есть вообще всегда, и даже зло, которое нам причиняют, не может лишить человеческого лица того, у кого оно было. Не может отнять ум, честь, совесть. А если может – значит, и не было ни ума, ни чести, ни совести. Наша жизнь – это наша ответственность, и зло ее с нас не снимает.