Сегодня, в продолжении нашей рубрики, посвященной интересным фактам прошлого и настоящего, так или иначе связанного с водой, мы расскажем о белянах.
Беляна — самое большое, по размерам, из русских речных судов. Даже для настоящего времени её габариты впечатляют: длина корпуса достигала 100 метров, ширина — 25 метров, высота — 5 метров. Беляны строились в местах добычи леса в Поволжье и на Каме. Каждое судно могло доставить до десяти тысяч тонн древесины.
«Дородная красавица-беляна боком идет по реке; желтый тес, нагруженный на ней, блестит золотом и тускло отражается в мутной вешней воде», — читаем мы в произведениях Максима Горького (Фома Гордеев, 1899).
На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. Обычно дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Корпус не смолили, что и определило название этого судна.
Беляну обслуживало от 15 до 35 человек, а то и больше. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, потому что корпус судна всегда немного протекал.
Судно было одноразовым и обратно вверх по Волге не шло. Большинство белян разбиралось полностью до последнего крепежа и продавалось по частям, материал судна пускался в дело. Держать беляну на плаву дольше одного сезона было невыгодно.