Привет всем. Вот он и наступил - последний день этого лета. Не будем унывать. Главное, чтобы само лето было не последним.
У нас заморосил мелкий, как пыль, дождик и даже обманчиво показалось, что после двух недель, а то и больше жары и засухи растения не хотят пить.
С такой пыли, напьешься, пожалуй...
А как ты их напоишь досыта, если того и гляди сам вдоволь не напьешься.
Воды в колодце совсем немного, насос то и дело жужжит так, будто хочет сказать: "Я опять не дотянулся!". Ходишь по саду и раздаешь буквально кружками и ковшиками. Тому, кто отцвел, но будет зимовать кружечку, тому кто в самом цвету ковшик....
А что с той кружки кустам?
Вода - это жизнь. Для всей Планеты. Помните, как в песне из фильма: "Потому что без воды, и ни туды, и ни сюды". Сущая правда. Без еды мы можем существовать намного дольше.
И каждый хоть раз в жизни испытывал невыносимую жажду, которую нельзя немедленно удовлетворить. В этот момент, кажется, душу продашь за стакан воды. Да что за стакан, за глоток. Теперь вспомнилось другое... "глоток воды во время зноя летнего". Эта песня мне нравится куда больше почему-то, про мгновения...
В городе все просто. Открыл кран - она потекла. Во многих деревнях и по сей день колодцы. Правда часто свои, личные, а когда-то, да не так уж и давно, еще в моем детстве, только общественные.
Не знаю, как где, а у нас примерно через 4 дома. Один как раз почти напротив того, откуда и пишу эти строчки.
Часто колодцу давали своего рода название. Обычно по имени, фамилии, прозвищу того, около чьего дома он находился.
То есть ,если бабушка говорила: "Пойду полоскать к нюркиному колодцу", я точно знала, куда. И сама потом туда ходила. Полоскать было принято у колодцев. Принесешь таз с бельем, там и поласкаешь. Только чуть в сторонке. Все так делали.
Когда приезжали гости или стояла особо жаркая погода и хотелось не просто холодной, а самой вкусной в деревне воды, бабуля посылала на Янцев колодец. Мол, сходите, принесите на чай оттуда. Я тогда еще не знала, что однажды он станет ближним для меня. А для мужа всегда был ближним.
Вода в нем, и правда, особенная. По крайней, мере была.
Еще до прошлого года, несмотря на свой собственный источник воды, соленые огурцы закрывали только с водой из старого колодца.
Маринованным огурчикам как будто все равно, а вот у соленых от жесткости воды зависит хруст!
Казалось бы, совсем рядом два колодца друг с другом, а вода все равно разная. Я даже пометку на банках экспериментальных делала "с нашей водой". В этом году, первый раз все с нашей. Почему так?
Да выбираться вода стала меньше. Застоялась сильно. Вот в былые то времена!!!
В былые времена вообще колодцы были центром жизни. Магазины в деревнях были не всегда и клубы не во всех. А колодец - это водопой, к которому тянутся люди постоянно. Себя напоить, скотину, растения....
Уйдет бывало бабушка за водой и полчаса нет. Куда пропала? Утонуть то точно не могла... А она там с бабами деревенскими все последние новости обсуждает. Ведра на лавочку поставили, у каждого колодца для ведра была скамеечка и болтают, о своем, о бабьем.
Да и мужики задерживались, перекурить и тоже парой слов перекинуться.
Колодцы по деревне были все деревянные. Из бревен. Между ними иногда пролезали лягушки и падали в воду. Заглянешь, они там по поверхности распластались, обратно никак. Черпаешь, черпаешь ведром, а они, глупые, нырять начинают. Насилу спасешь.
Что удивительно жаб падало в колодец гораздо меньше, то ли крупнее они, то ли умнее.
В засуху ругались то как! Кто это больше воды набрал и другим ничего не оставил! Даже график полива и стирки устанавливали. Пить, готовить - бери, когда надо, а вот на полив - только в свой день. Как это можно проверить? Да легко! Соседям в окна все видно. Если два ведра забрал, снова идешь - нарушаешь порядок!
Ой, какие разборки устраивали! А тут еще дачи вокруг активно строить начали. Дома построили, а воду пока не дали. Стали дачники на машине в деревню за водой ездить. Да, ладно, не жалко. Но когда твой колодец первый на деревне, а берут огромными канистрами - убыток заметный.
Так что и этих "посылали" бабы языкастые. Правда не очень далеко, просто по деревне, чтобы к разным колодцам.
Потом колодцы стали бетонными. Меньше стало в них лягушек падать, это хорошо.
А потом все свои копать начали. Дом за домом. Сначала те, кто позажиточнее, побогаче, потом остальные.
Кстати, об этом. Раньше в деревнях даже у зажиточных своей скважины не было.
Так получилось, что самый богатый по деревенским меркам хозяин жил именно в нашем доме. По его фамилии колодец и назван Янцев. Мало я что про него знаю, только из рассказов бабушки.
Знаю, что дом был добротный, чистый, всегда порядок. что хозяйство крепкое, что мужик куркуль, не довольный ни новыми властями, ни новыми порядками. От чего потом все бросил и уехал искать лучшую жизнь.
Добро свое нажил в том числе и тем, что быков держал. В те далёкие времена телята получались без участия ветеринаров, а самым естественным образом. А отелиться должна была каждая корова, что была в каждом доме. Вот бабы и водили к женихам своих кормилиц. За деньги, конечно.
Бабушка и дедушка мужа въехали в этот дом после войны. Ехали по сути в другой поселок, побольше, где должны были учительствовать в местной школе. Но дороги так в тот раз размыло, что не доехать. А в деревенскую школу директор требовался. И учителя всегда были нужны.
Предложили. Согласились. Войну пережили, хоть и в небольшом, но городе. И хорошо запомнилось, что те, у кого хоть какое-то подсобное хозяйство было, голод чуть легче переживали.
Еще нестарые, заведут кур, овец, огород, сад.. Голод - это так страшно. А директор - так уважаемо. Уважение тогда к учителям было огромное.
Выходит вот как раз в эти самые дни, к началу учебного года и перебрались. Так что будь тогда август такой, как нынче, без дождей, могли бы мы с мужем никогда не повстречаться....
От старого хозяина на чердаке остались кое-какие вещицы и целая коробка старых денег. "Керенки" были уже просто бумажками никому совершенно не нужными и не интересными. Нет, чтобы хотя бы парочку сохранить для истории! Или для музея какого потом.
Нет, делали из них дети бумажные кораблики и пускали в ручей по весне!
Копил, копил, собирал... и все пропало...Чему тут было радоваться. Прабабушка слезы по лошади, что в колхоз забрали горькие лила, но то единственное богатство и было...
Вот все, что я и помню о доме и о хозяине.
Осталось только имя у колодца. Да и то, спроси сына, какое, не скажешь. Колодец и колодец. И, если раньше каждый на деревне знал, про какой место речь, сейчас, пожалуй, почти никто.
И колодец почти никем не востребован, только соседями и случайными путниками. Там насос тянуть близко. И не ругается больше за это никто. И полоскать не ходит. Правда, когда машины рядом мыть начинают, прямо впритык, мне обидно за старый колодец почему-то. Будто полоскание - это нечто другое. А, может и другое. Стирали все дома, с мылом на колодец не приходили....и воду сливать подальше, к дороге носили...
Помню как таскали свекор и муж воду в наш день на полив. Ведро, за ведром. Какие насосы, какие шланги? Все руками, лейкой и только самое необходимое - огурцы да томаты. Принести воды - обычное дело! Вот, правда коромысла не у кого не было. Видно не было принято в наших краях.
Поймала себя на мысли, что вряд ли бы наносила сейчас ведрами оттуда воды на полив. Разве что на чай, да консервацию, если бы была не застоявшаяся. А ведь свекор, да бабушка старше меня нынешней были!
Как балуют нас удобства, как мельчает поколение, в том числе и физически.
Потом, правда пришла мода делать тележку для воды. Из старой детской коляски и какого-нибудь бака. Папа для бабушки делал, потом сам пользовался...
Копать свои колодцы стали тогда по разным причинам. И ругаться надоело и воду делить, и страх, определенный появился, как у горожан.
Какой? У местных жителей с асоциальным образом жизни, а такие есть в каждой деревне, был туберкулез. Никто этого и не скрывал, все знали. И точно никаких личных колодцев. А вот ведро - одно на всех общее. Подойдут, бывало, зачерпнут воды, напьются из ведра, выплеснут остатки и дальше пошли.
Не страшно? Мы же уже все дачники, неженки городские, с изнеженными городскими детишками. Общаться не бросали, но было слегка тревожно.
По той же причине личные колодцы закрывать начали. Мало ли, кто что со зла бросит или плюнет..
Не плюй в колодец - это когда общий...а когда чужой, мудрость уже не работает...
Их дети, кстати, всегда бегали по деревне без присмотра лет с двух без особых происшествий.
А мы своих к колодцам близко не подпускали. На своем замочек...,правда тогда сын уж подрос, ума набрался.
Помню, как сердце в пятки ушло...
Дети же всегда помогать хотят. Это сейчас пока допросишься....А малыши или на твоем ведре "виснут" делая его тяжелее помогая, плеская ледяной водой себе же на ножки или свое ведерко хвать и бегом впереди тебя за водой.
Сколько раз скажешь, не залезай не скамейку, а все равно норовит.
Пошли мы тогда полоскать. Я, да помощник. С личным красным пластиковым ведерком литра на полтора.
Я поласкаю, он вокруг бегает, щебечет чего-то. Отвернулась буквально на минуту. Смотрю ведерко, что только на траве лежало на скамеечке колодезной стоит, а ребенка нигде нет. Кричу - не отзывается. Тишина.
Что пережила в тот момент - словами не описать. Мысли одна за другую цепляются, мол, да я бы услышала, да не может быть, да всего секунда.
Трясет всю. Заглянула в колодец, даже кругов на воде нет.. Опять зову! В дом побежать никак не мог, это было бы видно! А тут из-за колодца, из лопухов жирных, что там при воде росли вылезает мое чудо, точнее чадо. И лепечет.
-А ты думала я утонул, да? И давай хохотать.
В общем, одно место я ему знатно тогда надрала...за такие шутки. Специально спрятался, весело ему!
В общем лет до пяти точно все следили, чтобы мимо колодцев ходил не задерживаясь. А ко второй бабушке в гости надо было два целых миновать.
Смотрела вчера на закате на этот самый Янцев колодец- столько всего вспомнила!
И как по бедности своей хотели с соседями общий колодец выкопать, один на два дома. И им дешевле, и нам.
Одна мудрая дама в годах сказала: "Никогда не стоит делать ничего пополам с соседями, если такое возможно, даже самыми лучшими, даже с родней".
А ведь это правда. Два забора стык в стык параллельно не возведешь, глупо и затратно, а про колодец должен быть свой.
А иначе, снова дни назначать? Снова смотреть, кто лишнее ведро в засуху достал или насос сколько по времени чужой гудит? И точно бы нам в это лето на два сада не хватило.
Так что поднатужились и выкопали тогда каждый себе.
Но почему-то с этим своим, никаких особенных воспоминаний не связано, таких чтобы тепло на душе становилось или душевно. Просто нужная, очень нужная в хозяйстве вещь без которой на самом деле ни туды, ни сюды..., но не баб со сплетнями, ни девиц с корытом, ни центра сбора и притяжения....Вселенная теперь ограничена не одной деревней, а одним домом всего. Это слишком маленькая вселенная? Возможно, для формирования глобальных воспоминаний и да...
И стоит когда-то такой востребованный старый колодец без всякой суеты вокруг. И без скамеечки уже. Сгнила, да и ладно....
А другие колодцы по деревне совсем развались, да покосились. А сколько всего помнит каждый! Помнит маленькими нас, молодыми тех, кого уже давно нет, помнит деревенские свадьбы и похороны, праздники и будни.
Если бы умели они говорить. Столько бы сейчас интересного рассказали. Про всех. И про хозяина нынешнего нашего дома, и про тех, кто жил или не жил там до него и даже про бабушку, может все то, чего я не знаю. А уж про прабабушку я бы слушала и слушала!!!
Скоро все разъедутся. И будет старый колодец ждать новой весны.
Наш тоже будет. Но ему то все это привычно. Всегда так было. С самого его рождения. Летом он главный друг, зимой отдыхает. Он просто не знает, что может быть иначе. Дом знает, а колодец - нет.
А старый колодец помнит. И, возможно, верит, надеется, что вот весной снова во всех домах замычат коровы, закричат петухи, а люди потянутся с ведрами к к нему, к колодцу за водой и новостями. И буду еще спорить, кто без очереди пришел...
А колодец будет рад всех напоить, всем воды дать....
Вот будут они с домом, в сугробах стоять и перекликаться "Слушай а ты помнишь?....Помню помню, как забыть. А ты не забыл, как...."
Смотрела я на него и думала, что пусты те надежды. Что-то, из того, что ушло, уже не вернуть.
Спишь, бывало, в юности и слышишь скрип. Это барабан скрипит и цепь. Кто-то за водой пришел. Рано еще, только светает. Соседка. Корове.
А теперь тишина.
Не надо ведро тянуть, не надо его к дому тягать. Включил, загудело, полилось....Но ушло что-то такое неуловимое.., какая то магия ушла...
Как-то в грозу свет выключили надолго. Насос на работает? Ужас! Забыли, как без него воду набирать! Да на нашем колодце и ведра то нет. Побежали к старому за спасением. У нас проблема, а у него радость была, что стал вдруг нужен.
И, похоже, наше поколение последнее, кто тут помнит, что колодец Янцев. Видно 100 лет достаточно, чтобы забыть. Чему мы тогда удивляемся в политике?
Вот такие мысли в последний день лета.
Колодцы, журавли, колонки были действительно центрами притяжения, тянули к себе...А теперь невесомость все ближе. Не том самом смысле, когда чуть-чуть, оторвешься от реальности и полетишь, а когда что-то, нечто важное имело вес.... и его почти потеряло.
Но что на Земле свой вес и свою ценность не потеряет сама вода, это очевидно. Не будет пресной и безопасной воды - не будет никого. Ни богатых, ни бедных, ни молодых, ни старых, никого даже инфузории туфельки.
С Уважением КВАм!