Найти в Дзене
Юрист-юморист

Истинное величие - в умении быть правдивым. Даже если правда неудобна и стыдна.

Михаил Горбачёв. Фото с сайта eg.
Михаил Горбачёв. Фото с сайта eg.

Утро, разумеется, началось с потоков ненависти и злорадства в соцсетях по поводу смерти Михаила Сергеевича Горбачёва. Ничего нового, естесственно: "развалил СССР, продался западу, уничтожил страну, деревенщина".

За деревенщину, признаться, обидно. Все-таки, земляки - Привольное от Ставрополя совсем недалеко, а дом, в котором Михаил Сергеевич жил, занимая должность первого секретаря Ставропольского крайкома, и вовсе в 150 метрах.

Что же касается развала Союза и личной ответственности за это Горбачёва... Ну, давайте представим себе гипотетическую ситуацию: приходит к светилу медицины, профессору с мировым именем дед лет эдак 70-ти и говорит: "Я всю жизнь пил, курил, у меня онкология в терминальной стадии, застарелый сифилис и отторжение тканей ввиду неграмотно произведенных пересадок. Вы меня, батенька, вылечите, потому как вы сильно образованный и, вообще, должны. И сделайте, будьте уж любезны, молодым, красивым и полным сил".

Что в этой ситуации может сделать даже самое пресветлое светило? Максимум - облегчить страдания несчастного, прописав ему сильнодействующие болеутолящие. Ну, еще - продлить жизнь путем ампутации совсем уж загнивших конечностей, чтобы не было скоротечного сепсиса - тем самым продлив жизнь на некоторое, незначительное время, необходимое для того, чтобы человек этот смог хотя бы немного привести в порядок свои запущенные дела.

Обвинить профессора в том, что у него не хватило ума, таланта, квалификации для возрождения сифилитичного деда, в любом случае найдется, кому. Скажут, что он, ренегат и предатель, использовал неизученные западные лекарства, которыми дедушку и довел до карачуна. Причем травить профессора будут те, кто в медицине ни ухом, ни рылом, да и во время лечения дедушки пешком под стол ходил и предшествующий анамнез знает исключительно по рассказам многочисленных родственников, которые дедушку сильно идеализировали.

Это нормально. Как нормально и то, что эту статью примут не все мои читатели, а многие напишут гадкие комментарии. Каждому своё.

Разумеется, вспоминать о том, что именно благодаря Михаилу Сергеевичу была отменена цензура, выведены войска из Афганистана, реально снижена вероятность ядерного конфликта и о прочих демократических преобразованиях, нынче не комильфо - не те сегодня ценности.

Я же покойного буду помнить светло. Он дал нам шанс, которым мы, увы, распорядились бездарно.

В отличие от, мой, без преувеличения, великий земляк, знал, где он был прав, а где - нет, и честно об этом говорил. Он умел признавать свои ошибки. Он ушёл сам, когда понял, что его время истекло.

Он остался человеком.

Светлая память.