Традиционная татарская эстрада — это не единственный музыкальный продукт, который сегодня может предложить современная национальная культура. В этом смогут сегодня, 30 августа, убедиться и гости Tat Cult Fest, который пройдет в Национальной библиотеке РТ. Некоторые из героев списка, который составил «БИЗНЕС Online» с помощью своих экспертов, выступят здесь. Мы разделили участников рейтинга по стилям, хотя это и весьма условно. Предлагаем читателям в комментариях дополнить редакционный список.
Кроме Тямаева и Салавата
Tat Cult Fest — фестиваль современной городской татарской культуры, который пройдет сегодня на территории Нацбиблиотеки РТ, помимо всего прочего, еще и одно из главных событий музыкальной жизни республики, где широкая публика может увидеть на сцене тех артистов, с которыми не имела возможности познакомиться прежде. В действительности национальная эстрада в лице Салавата, Фирдуса Тямаева или Ришата Тухватуллина (при всем уважении к мэтрам и их молодым последователям) — это далеко не весь мир татарской музыки. Он гораздо богаче и разнообразнее и включает в себя рэп, рок, электронную музыку, самопридуманный сабр-поп и еще с десяток жанров.
Некоторых из них публика давно и хорошо знает, о каких-то периодически пишут местные СМИ, а другие пока не успели всерьез попасть в поле зрения медиа. Но некоторых из них можно услышать вживую сегодня на Tat Cult Fest.
«Татарская поп-сцена не так открыта к заимствованиям из разных жанров, в нее не так много проникает идей из других направлений, — указывает один из организаторов Tat Cult Fest, основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров. — С чем это связано? С желанием удержать своего слушателя, который формировался годами, который не любит какие-то перемены, а любит все стабильное… Любой переход сейчас для татарской поп музыки будет резким. Потому, когда ты находишься в стагнации 5–10 лет, а музыкальная сцена вокруг тебя развивается, в какой-то момент любой переход для тебя будет резким. В отличие от инди-артистов, которые как раз противоположность стагнации. Они все время впитывают в себя все из разных жанров, субкультур, лайвстайлы. Даже из разных культур».
Герой «аксубаевского фьюжена» и австралийская татарка
Многолетний герой татарской альтернативной сцены Мубай (Ильдар Мубаракшин) после довольно длительного перерыва вновь появился в медийном поле, правда, давая лишь пару концертов в год чаще всего в компании композитора Эльмира Низамова. «Видимо, во мне нет честолюбия, иначе я подобное объяснить не могу», — признавался в интервью «БИЗНЕС Online» музыкант, отвечая на вопрос о том, куда он пропал из публичного пространства. В акустической формате Мубай смешивает и кантри-музыку, и романсы, и поп, и народную музыку. С одной стороны, он делает все очень минималистично, с другой — весьма самобытно. Собственно, это и отличает его от остальных. Так что без основателя «аксубаевского фьюжена» наш список точно не был бы цельным.
Певица из Австралии Зуля Камалова (Zulya) — главный полпред татарской музыки в мировом масштабе — по-прежнему в строю и выпускает новый материал. Так, в начале этого года Zulya анонсировала выход пластинки «Әти җыры» с песнями на стихи своего отца Назипа Камалова. Тогда же она презентовала сингл «Уразай», в записи которого, кстати, принял участие и Мубай.
Покорив 7 лет назад наставников шоу «Голос.Дети», Саида Мухаметзянова стала настоящей всеобщей любимицей в родном Татарстане. Повзрослев, она не оставила певческую карьеру, учит языки в КФУ и работает в Казанской филармонии. В основном она исполняет традиционную поп-музыку, более близкую к эстрадной.
Сын шамаилиста и рэпер, псевдоним которому придумал Баста
За исполнителем Usal (Назим Исмагилов) прочно закрепилось звание самого злого и мрачного рэпера татарской сцены. Экспрессивная читка, угрюмые тексты, боевой грим как часть образа и нарочито агрессивная подача на живых концертах действительно не дают в этом сомневаться. Лайвы Злого — это целые перформансы с примесью панк-рока, электронной музыки и вкраплениями этнических (не только татарских) музыкальных произведений. В своих песнях сын известного художника-шамаилиста Наджипа Наккаша много рефлексирует на тему собственной идентичности, бессилия, ненависти, пытаясь, — как он рассказал в одном из своих интервью, — «излить хотя бы малую каплю боли, накопленную всем моим родословным древом от самых корней». Стоит вспомнить и о первой организации татарских рэперов Ittifaq, в которую когда-то входил Исламов вместе с главой лейбла Yummy Music Гафаровым.
Если интересно что-то менее экспрессивное, тогда стоит обратить внимание на K-Ru (Культурный Рустем), которого наши эксперты отнесли к категории классических рэп-исполнителей. Кстати, по легенде, никнейм молодому человеку дал сам Баста, когда перед его концертом они пили чай в гримерке. Узнаваемость к рэперу пришла после выхода альбома «Җылы» в 2017 году, в котором он с легкостью смешал электронную музыку, рэп и задушевные напевы.
D’ali (Амирхан Курбанов) — один из столпов татарского рэпа, начинавший еще во времена Ittifaq — в середине нулевых. Тогда он был известен как Шакур. Музыкант по-прежнему выпускает треки в стиле старой рэп-школы 2000-х. Правда, Курбанов не ограничивает себя работой в одном жанре и часто сотрудничает с эстрадными исполнителями, например с Фирдусом Тямаевым.
Сабр-поп
Девичий дуэт noor из Казани — Эльвина Никифорова и Алсу Айбушева — играет инди-поп, но очень отличающийся от всего российского инди-попа. В первую очередь тематикой своих композиций — феминизм и ислам. Собственно, они часто затрагивают проблемы татарского языка, татарской культуры. Кстати, потому же жанр коллектива часто относят к сабр-поп (жанр, придуманный участниками лейбла Yummу Music). «Сабр» — название сообщества во «ВКонтакте», где современные мусульманки и мусульмане продвигают, как отметили наши собеседники, спокойный, размеренный и правильный образ жизни. С творчеством группы можно смело знакомить даже детей и старшее поколение, т. к. в нем нет ничего того, чтобы не поняли бы одни и были шокированы другие. Кстати, на живых концертах дуэт выступает с сессионными музыкантами, которые играют на привычных для фолка инструментах. Дебютный альбом noor «Сәлам» вышел в конце прошлого года.
Квартет ОММАЖ — это как раз тот случай, когда поп-музыку нельзя относить к эстраде. Ребята из Альметьевска играют принципиально качественный электро/синти-поп, а послушать их вживую — особая эстетика. Их отличает четкий и структурированный, даже западный, подход к созданию музыки. Как подчеркнули эксперты, все дело в том, что «ее делают люди, выросшие не на эстраде, а на более качественной музыке». В этом году группа выпустила свой первый полноформатный альбом с одноименным названием, в котором подняла не привычные для татарской музыки темы: массовый скулшутинг, домашнее насилие и т. д.
Проект Yummy Music Band существует с 2014 года и за это время сменил несколько составов. Собственно, в этом и есть его фишка. В нем может попробовать силы любой музыкант. Многое у них построено на джеме, легкой импровизации и расширениях — местами джазовых, местами фанковых. Это та поп-музыка, которую музыканты выводят за рамки стандартов просто за счет большего количества музыкального материала. Здесь есть место и для попа, и для народной музыки, и для рока. Yummy Music Band универсально подстраивается под каждую песню, поэтому любая новая композиция — это отдельный перформанс. На нынешнем Tat Cult Fest вместе с ними выступит Алина Шарипжанова.
Поп-исполнитель Ilgiz (Ильгиз Шайхразиев) — артист, прошедший долгий путь от татарских дискотек до сцены Карнеги-холла в Нью-Йорке. В своем творчестве он «сдруживает» R& B, соул и фанк с татарским моң, и сам сочиняет тексты к песням.
В музыке поп-певицы Зарины Вильдановой иногда встречаются этно-вкрапления, что в сочетании с сильным, но нежным голосом и красотой артистки имеет порой сногсшибательный эффект. Несколько лет назад у нее даже был проект The Cheeklaweek, с которым она выступала. Они исполняли современный татарский world music с элементами латино и регги, сыгранный на акустических инструментах: гитаре, баяне, дарбуке и контрабасе. Несколько раз Вильданова выступала на «Үзгәреш җиле», но, видимо, в силу своей самобытности и оригинальности так и не прижилась на проекте, например, ее не взяли на выступление в Карнеги-холл, когда фестиваль возили в Нью-Йорк.
Заслуженный артист Татарстана Артур Исламов после распада рок-группы Alqanat сосредоточился на своей сольной карьере и чаще стал появляться на эстраде. Собственно, по этому признаку мы и решили включить его в категорию поп-исполнителей. Исламов — истинный продолжатель традиции татарского песенного искусства. Сейчас солист казанской оперы работает на стыке попа и рока, и его музыка, отметили наши эксперты, придется по вкусу как раз той части аудитории, которая пока не готова к татарскому рэпу и фолк-металу.
Электронная музыка
Еще год назад давно замеченная редакцией «БИЗНЕС Online» «инди-фолк группа с берегов Волги» (как характеризует себя сам коллектив) Juna была бы в категории «фолк-исполнители». Однако за прошедший год, находясь под влиянием электронной музыки, группа несколько сменила звучание, и теперь Juna — это инди-фолк с сильным влиянием фолктроники, альтернативной электроники и т. д. Особенно это будет заметно после выхода нового альбома группы, который пишется прямо сейчас. Ну и, конечно, влияние электроники можно услышать уже сегодня в живых выступлениях группы. Тем не менее в аранжировках группы по-прежнему можно встретить заимствования из восточных культур, западных и даже что-то из кельтской и азиатской музыки. Плюс группа все так же использует много инструментов, которые привычно слышать в фолке.
В 2020-м завирусил ремикс диджея и битмейкера Malsi Music (Ислам Валеев) на песню СуперАлисы (Алиса Хусаинова) «Татарстана супергуд», которая, кстати, тоже создавала экспериментальную татарскую музыку в свое время. В этом треке под четкий ритм женский голос перечисляет главных героев Татарстана и выходцев из республики, знаменитых на всю страну и мир. Malsi известен также тем, что работает с театральными постановками, в частности, написал музыку к перформансу Sak-Sok в MOÑ. Часто выступает вместе с Шайхразиевым.
Дуэт URTIC — экспериментальная электронная музыка, в которой чувствуется и влияние татарских музыкальных записей ХХ века, и этники. Основатели группы — мультижанровый музыкант Дима Крапивин и барабанщик Рома Алексеев (сын дирижера и руководителя камерного кроссовер-хора Миляуши Таминдаровой) — выбрали свой язык, в котором нет концептуального сонграйтерского подхода. Их композиции рождаются в формате джема во время постоянных экспериментов с формой. Здесь нет припева, куплета и прочих составляющих песни, но слушатель точно оценит то, как переосмысливают национальное культурное наследие и, в частности, музыку. Крапивин семплирует татарские классические произведения и поп, скрещивая их с синтезаторами, а Алексеев контролирует саунд и играет партии на живых барабанах.
Несмотря на то что казанская группа qaynar играет электронику, в ней присутствует много из альтернативной и этнической музыки. Весной коллектив выпустил альбом meresimner («Церемонии»). В него вошло 9 треков, в которых музыканты соединяли винтажные и современные синтезаторы со звучанием гитар, домбр и сазов, добавляя перкуссионный и электронный биты. Песни на альбоме посвящены одиночеству в информационном мире, тревожному чтению новостей, казанскому активизму, прогулкам по весеннему лесу, ненависти и любви. Вообще, в их творчестве присутствует много из альтернативного.
Главные татарские рокеры и фолк-металисты
Главная татарская рок-группа Gauga. Этой весной ребята выпустили монументальный альбом Bichara, в котором продемонстрировали все свое мастерство в вопросе аранжировок, выдав качественный современный рок, и, собственно, закрепив за собой звание главных татарских рокеров. В альбом вошло 10 симпатичных песен о юношеском безрассудстве, наивности и умении быть преданным.
История елабужских металистов Baradj (сейчас они базируются в Казани) началась лет 15 назад. Спустя столько лет группа не изменяет себе и продолжает играть фолк-метал с характерным тяжелым саундом, мужским гроулом и гитарными риффами. Они также стилизуют свои песни под древние, средневековые произведения. Кстати, в этом году группа выпустила альбом Tugan Rukh в совершенно новом для себя звучании, записав акустическую фолк-пластинку, без тяжелых гитар и барабанов. Именно акустическую программу они и сыграют на фестивале.
Еще одни татарские фолк-металисты «Ак Буре» (Набережные Челны), но уже с хрупкой девушкой на вокале. Вообще, бо́льшая часть коллектива — это представительницы прекрасного пола, одна из которых играет на гитаре, а другая — на синтезаторе. Интересны они в первую очередь тем, что находят старые народные песни и играют их в своей тяжелой металлической, но в меру мелодичной аранжировке. Кстати, последний их релиз «Безнең ил» (2021) хорошо принимали в тематических пабликах, посвященных тяжелому року. На Tat Cult Fest группа будет открывать программу на большой сцене.
«Алпар» — это чистый фолк. Они тоже находят средневековые песни, даже религиозные и играют на традиционных инструментах с авторскими аранжировками. Причем песни настолько древние, что у них нет партитур, и «Алпар» играют их так, как бы они звучали сейчас, по их мнению. А т. к. участники коллектива сплошь с профессиональным консерваторским образованием, учившиеся на кафедре народных инструментов, кажется, что только они знают, как должны звучать эти песни. Играет коллектив эпосы-дастаны, баит-мунаджаты, айтыш-риваяты на таких инструментах, как кыл-кубыз, домбра, даф, кубыз и т. д.