На Дальневосточный банк, который в мае 2022 года попал под блокирующие санкции США, нашелся покупатель, следует из базы решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС). 19 июля некий «гражданин О.» подал в ФАС ходатайство о приобретении 100% голосующих акций кредитной организации, а 19 августа Приморское управление ФАС сообщило о продлении срока рассмотрения возможной сделки на два месяца, до 19 октября.
По данным banki.ru, Дальневосточный банк входит в топ-100 по размеру активов (47,1 млрд руб. на 1 февраля) и капитала (9,9 млрд руб.). Он подконтролен группе компаний «Регион» и ее основному владельцу Сергею Сударикову, следует из отчетности банка по МСФО на конец третьего квартала прошлого года (.pdf). В группе «Регион» отказались от комментариев. РБК направил запрос в Приморское управление ФАС.
Минфин США внес Дальневосточный банк в список SDN 27 мая. Основанием стало проведение транзакций «от имени компаний из КНДР». Одновременно с ним в санкционный список попал банк «Спутник», находящийся в процедуре ликвидации, который имел лицензию на осуществление операций в пользу Северной Кореи. В Дальневосточном банке отрицали обслуживание клиентов, связанных с КНДР.
- Имена частных лиц, желающих приобрести доли в банках, могут не анонсироваться. Такие разъяснения ФАС дала еще в июне 2021 года. Там сделано исключение для персональных данных, - говорит партнер «ФБК Право» Сергей Ермоленко.
Как отмечается в сообщении ФАС, антимонопольная служба решила продлить рассмотрение сделки по покупке Дальневосточного банка, сославшись на закон «О защите конкуренции», — срок на выдачу разрешений может увеличиться, если установлено, что сделка может привести к ограничению конкуренции, в том числе из-за «возникновения или усиления доминирующего положения лица».
Ермоленко поясняет, что срок рассмотрения ходатайства о сделке может продлеваться, если у ФАС есть подозрения, что покупатель в итоге настолько увеличит долю на рынке, на котором функционирует банк, что может занять доминирующее положение.
- Это может свидетельствовать о том, что потенциальным покупателем Дальневосточного банка является лицо, которое уже владеет долями в финансовых организациях в этом регионе напрямую или косвенно. ФАС в таких случаях может потребоваться больше времени, чтобы оценить экономическое влияние сделки, — заключает юрист.
Он, однако, оговаривается, что аргумент про проверку покупателя может использоваться по техническим причинам, если ФАС просто не успела рассмотреть ходатайство или ждет каких-то дополнительных документов от заявителя. С февраля Банк России разрешил кредитным организациям не раскрывать бенефициаров и состав исполнительных органов.
Зачем «Региону» продавать банк
Владение активом под санкциями несет риски для акционеров, говорит специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Она отмечает, что ограничения против дочерней компании автоматически не распространяются на материнскую, но владелец подсанкционного актива обязан «доказывать и демонстрировать» иностранным контрагентам отсутствие контроля и взаимоотношений с «зараженной» «дочкой». «Это может быть непростой задачей с точки зрения корпоративного управления, и от санкционно токсичных активов, как правило, избавляются — как путем продажи, так и путем закрытия», — заключает юрист.
Продажа Дальневосточного банка может быть направлена на снижение рисков группы «Регион» и других ее компаний, соглашается управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Приобретение акций банка, входящего в список организаций, к которым применяются блокирующие санкции, — нетривиальная задача», — констатирует главный аналитик консалтинговой компании «РегБлок» Анна Авакимян. Предпосылки для этого зачастую связаны с планами новых акционеров, например кредитованием стратегических клиентов внутри страны, а также развитием розничных и финтех-моделей. Впрочем, последний путь «выглядит не столь вероятным», добавляет она.
Покупка банка из списка SDN частным лицом — это нетипично, считает независимый эксперт Ольга Ульянова, хотя допускает, что реальный инвестор на Дальневосточный банк мог найтись.
- Блокирующие санкции при всей жесткости не означают, что банк лишен всех возможностей продолжать работу, какие-то направления бизнеса, преимущественно на домашнем рынке, могут сохраниться. Поэтому для потенциального покупателя вопрос может быть только в цене актива, — поясняет она.
В августе 2022 года агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг Дальневосточного банка на одну ступень, до ruBB+. Это было связано со значительным убытком кредитной организации по итогам первой половины 2022 года и «пересмотром агентством стратегических перспектив бизнес-модели банка», — отмечалось в сообщении агентства. Сведений о возможной смене собственника в нем не содержалось. В «Эксперт РА» и в НРА, которое тоже рейтингует Дальневосточный банк, отказались от комментариев.
Напомним, санкции сильно повлияли на бизнес во всех сферах. Предпринимателям приходится заново продумывать план успешного развития и пытаться сохранить то, что строилось годами. Хабаровские коммерсанты тоже вынуждены адаптироваться к новым условиям, правда, не у всех это получается. Многие поддались панике и ушли с рынка.