Последним студийным альбомом в дискографии Rage Against The Machine стал сборник каверов Renegades, выпущенный 5 декабря 2000 года. За два месяца до релиза из группы ушел вокалист Зак де ла Роча, он заявил, что покидает RATM из-за "творческих разногласий", а "процесс принятия решений в команде провалился", как можно догадаться, он был против выпуска Renegades.
Обложка диска - отсылка к поп-арту LOVE Роберта Индианы, появившемся в 1964 году как почтовая открытка.
Renegades оказался единственным у группы, спродюсированным Риком Рубином. В Штатах релиз занял 14-е место, получив позднее Платиновый статус.
Материал, который откаверили RATM, "простирается" ровно на 30 лет, с 1965 до 1995 годы, все песни имеют определенный социальный или политический подтекст.
Альбом открывает "Microphone Fiend" хип-хоп дуэта Eric B. & Rakim, выпущенная на их второй пластинке Follow the Leader (1988), в ней используется гитарный сэмпл из "School Boy Crush" шотландцев Average White Band. Rage Against The Machine сделали из классики рэпа 80-х гораздо более мощный и злой трек, звучащий круче оригинала.
"Pistol Grip Pump" - еще один хип-хоп трек, но уже из 90-х, оригинальная версия стала дебютным синглом рэппера Volume 10, изданным в 1994 году. Снова "Рычаги" сделали мощнейший кавер, превзошедший оригинал по энергетике.
MC5 в конце 60-х были не менее радикальной группой, чем Rage Against The Machine в 90-х. Да, звучание "Kick Out The Jams", взятой с дебютной пластинки MC5 1969 года, у RATM, конечно, мощнее, но нельзя сказать, что их версия полностью "разносит" оригинал, как это было в двух предыдущих случаях.
"Renegades of Funk" - еще один классический хип-хоп трек из 80-х. "Рычаги" дают такого фанка, что совсем простенькому саунду оригинала Afrika Bambaataa 1983 году ему просто нечего противопоставить. А читал Зак де ла Роча так, что большинству рэпперов стоило бы задуматься об окончании карьеры.
"Beautiful World" Devo, песня с их пластинки 1981 года New Traditionalists. У RATM получился один из самых необычных каверов на Renegades - вместо "бодрой" "Новой волны" трек стал медленным и мрачным, даже пугающим. Да, оба варианта разных, и оба круты по-своему.
"I'm Housin'" хип-хопа дуэта EPMD с их дебютного диска 1988 года Strictly Business, в нем используется сэмпл из песни "Rock Steady" Ареты Франклин. "Рычаги" в очередной раз на альбоме мощно отыграли именно рэп-кавер, оригинал весьма неплох, но машину RATM ему не остановить.
"In My Eyes" с одноименного EP 1981 года классических американских хардкорщиков Minor Threat. Версия Rage Against The Machine звучит близко к оригиналу, но с более современным саундом.
"How I Could Just Kill a Man" - последний рэп-кавер на Renegades. Оригинал стал дебютным синглом Cypress Hill в 1991 году, а также вышел на одноименном дебютном диске. Версия RATM гораздо более мощная, несмотря на высокий уровень оригинала. Существует и концертное исполнение с двумя участниками Cypress Hill (B-Real и Sen Dog).
"The Ghost of Tom Joad" - еще один кавер, который очень сильно отличается от оригинала, фолк-роковая песня Брюса Спрингстина с одноименного альбома 1995 года. Том Джоуд - герой романа «Гроздья гнева» американского автора Джона Стейнбека, также на песню повлияла и композиция "The Ballad of Tom Joad" Вуди Гатри.
Версия "Рычагов" звучит совершенно иначе - это электрический трек, со совершенно иным звучанием, в котором оригинальная песня слабо угадывается, ее продюсером был Брендан О'Брайен, а не Рик Рубин как у остальных композиций. Впервые "The Ghost of Tom Joad" RATM вышла в 1997 году, а на Renegades вышел перезаписанный вариант. Спрингстин несколько раз исполнял ее вместе с гитаристом Rage Against The Machine Томом Морелло.
"Down on the Street" со второго альбома The Stooges, Fun House (1970). Как очень часто бывает с каверами на эту группу, инструментальную часть можно сделать лучше, но вокальные партии Игги Попа повторить или улучшить практически невозможно. С версией RATM такая же история, то есть все не так и плохо, если не слышать оригинальный вариант.
"Street Fighting Man" англичан The Rolling Stones с альбома Beggars Banquet (1968), пожалуй, самый неудачный трек на Renegades. Он имеет мало общего с оригиналом, но при этом он получился каким-то «усталым», версия Роллингов гораздо более увлекательная.
"Maggie's Farm" Боба Дилана с пластинки Bringing It All Back Home (1965) звучит совершенно иначе, но в данном случае, не значит хуже. Текст специально изменили под вариант, который прозвучал на легендарном "электрическом" выступлении Дилана на фолк-фестивале в Ньюпорте, заменив строчку "She's 68 but she says she's 54" на "She's 68 but she says she's 24" ("Ей 68 лет, но она говорит, что 24 года"). На самом деле это один из лучших каверов на Дилана, пусть он и далек от музыкальной точности, зато его энергетика зашкаливает.
Renegades - один из лучших кавер-альбомов в истории, да, в нем есть несколько треков, которые могли бы быть лучше, но RATM так мощно перестроили материал под себя, что в контексте альбома подобное не заметно. Особенно "Рычагам" удались варианты хип-хопа. Renegades точно стоит потраченного времени, главное, слушать его целиком и погромче.
Другие интересные публикации:
Guns N' Roses "Spaghetti Incident?": слушаем оригиналы и сравниваем
Metallica - Garage Inc.: слушаем и сравниваем с оригиналами - часть 1, часть 2