Скука - это довольно тяжелая эмоция, которая отражает отсутствие интереса к какому-то конкретному делу или вообще всему, что приходит в голову как возможность. В бытовом смысле скука - это когда не весело. И проблема в том, что ребенок в предподростковом или подростковом возрасте сам не может объяснить, что же он имеет в виду, когда говорит, что ему скучно. Потому что для того, чтобы не просто заявлять о дискомфорте, но и разбираться в его оттенках и причинах, надо быть опытней и осознанней.
Причину будем искать по списку. Что-нибудь из этого точно должно сработать. Главное работайте с каждым пунктом основательно.
1. Безусловно начинать нужно с основ: питание и сон. Это проще всего обнаружить и исправить.
Отсутствие полноценного отдыха и скудный рацион безусловно влияет и на эмоциональное состояние в целом. Школьник должен спать не менее 8 ч в сутки и иметь режим сна. Малыши ложатся спать не позже 21:00, дети постарше могут ложиться в 22:00, но за час до сна они не смотрят телевизор, не сидят в телефонах и т.п. Безусловно, в идеале читать часик перед сном. Режим сна должен быть постоянен. Нельзя его соблюдать только в будние дни, например.
Питание: 4 раза в день, сезонные свежие овощи и фрукты в рационе должны быть в изобилии. Любые витамины, рекомендованные врачом ребенка.
2. Свежий воздух. Пару часов прогулки на улице обязательное условие хорошего самочувствия ребенка. Чем ребенок младше, тем больше эта потребность.
Прогулка это: улица, двор, спортивная площадка, парк, велосипед (ролики, скейт и т.п.), зимой открытый каток, горка и т.д. Сидеть в подъезде, в телефоне, ходить по магазину, кинотеатр - не прогулка.
3. Стресс. Тяжелые переживания действуют угнетающе. А дети не так-то ловко с ними справляются.
Сперва стресс стоит распознать и выяснить. Возможно, причина очевидна для вас (потеря близкого, питомца, разлад в семье), а возможно вы и не догадываетесь (неудачи в спорте или школе, безответная любовь, позор).
Здесь поможет общение. Пусть расскажет все, что на душе. Не подведите ребенка в этот доверительный момент. Не оценивайте, не советуйте, не критикуйте. Просто выслушайте. Дайте ребенку понять, что вы его услышали и поняли. И все. Ценнее всего в данный момент быть на его стороне и дать ему понять, что он может к вам просто обратиться.
Бывает, что ребенок не говорит. Здесь выручают друзья. На то они и друзья, что могут понять и поддержать. Поэтому пусть ребенок обязательно видится с друзьями и общается хоть пару часов в день. (Что бы вы о его друзьях не думали).
Еще можно обратиться к родственнику или знакомому семьи, с кем у ребенка нейтральные отношения. На удивление, дети таким людям открываются гораздо легче, чем родителям. Возможно, срабатывает синдром попутчика (когда человек постороннему человеку выбалтывает о себе все как на духу, чем обычно не делится ни с кем; такое замечено между случайными попутчиками, которые едут в одном купе). Такого человека тоже стоит предупредить, что требуется просто выслушать ребенка и поддержать, а не воспитывать и давать советы.
4. Бывает, что ребенку скучно заниматься чем-то конкретным. Тогда мы добавляем либо мотивацию (он должен понимать зачем он этим должен заниматься и какие выгоды получит), либо приз (нечто желаемое, что ребенок получит либо за завершение, либо за определенный этап), либо сопровождение чем-то приятным (конечно, уроки делать под музыку не стоит, но мыть посуду вполне приемлемо).
5. Еще такое состояние возможно из-за перегруза. Школа, секции, кружки, репетиторы, домашка, младший брат, домашние обязанности и т.д. В суете жизни мы можем просто не заметить, а ребенок перестал справляться. Попробуйте создать паузу. Назовем такой способ - “День по его правилам”. Это будет такой “разгрузочный” день, где он в праве не думать о понедельнике, где ему никто говорит, что он должен успеть, не забыть. Даже если что-то будет упущено - ничего страшного. Дайте ребенку возможность “перезагрузиться”, и он все наверстает.
6. Если предыдущие пункты не подошли, то, возможно, вашему ребенку просто нужно дать поскучать. Ребенок не будет находиться постоянно в одном и том же эмоциональном состоянии. Как и вы многократно меняете свое настроение за день и в разные периоды в жизни, так и он в настоящий момент скучает. Родителю не обязательно нестись сломя голову и исправлять, и корректировать любое положение дел, отличающееся от идеального представления о жизни ребенка. Что-то должно остаться таким каким оно есть, а потом измениться и без вашего влияния.
Понимания, заботы, поддержки и любви всем подписчикам.