Найти тему

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus - “восприятие”, “ разумение”, “понимание”, “понятие”, “рассудок”) объединенные способности к осознанию нового, обучению, запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных идей и применению своих знаний для управления жизнью. Мы все с удивлением наблюдаем, когда маленькие детки легко начинают командовать телевизором с помощью пульта ДУ, помня, как сами довольно внимательно изучали кнопочки и их назначение. Малыш просто не мог сделать то же самое. Но он наблюдал за вами, как вы пользуетесь пультом, куда нажимаете и что получаете. Распознав символы (+) и (-), попробовав их в действии, он сделал вывод о противоположном назначении кнопок с этими символами.

Наблюдать интеллект можно в процессе логического мышления, анализа и решения задач, которые выходят за рамки опыта человека. Если человек долгое время водил машину с механической коробкой передач, то, сев в машину с автоматической коробкой, он довольно быстро проанализирует в чем разница, какие функции и действия останутся без изменений, а какие теперь он будет делать иначе. Останется только научиться на практике. Но интеллект уже выполнил свою работу.

Именно интеллект играет важнейшую роль в целеполагании, планировании, расчете ресурсов и стратегии достижения цели. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития цивилизации. При этом ученые отмечают как общий знаменатель для всех видов интеллектуальной деятельности - готовность человека к новому, интерес к актуальным проблемам и возможным развитиям ситуаций.

Предвидение - это тоже качество интеллекта. Мы скажем, что разумный человек не пойдет грабить кассу организации, выдающей микрозаймы. Вроде очевидно, что оно того не стоит, и расплата несоразмерна выгоде. Однако, есть люди, которые неспособны предвидеть результат такого поступка и они попадают в неприятности.

Интеллект дает нам возможности:

  • учиться;
  • оценивать данные;
  • планировать;
  • выполнять намеченное;
  • предугадывать.

Теперь можно более ясно увидеть, какие инструменты позволят влиять на интеллект.

а) Желание знать. Интерес к жизни, окружению, другим людям, причинам существующего. Если в процессе воспитания и обучения не губить этот вроде бы врожденный интерес, это даст шанс интеллекту расти. Подавлять это стремление, отмахиваться от заваливающего вас вопросами ребенка или даже ругать и наказывать его за любопытство, насмехаться над ним, не поощрять - и ребенок пойдет по пути наименьшего сопротивления - возьмет на вооружение несколько шаблонов, которые будут защищать его от знаний и всего того “негативного, что идет с ними в комплекте”. “Если задавать вопросы, то я буду выглядеть глупо”. “Можно вести себя дерзко и нагло, тогда никто не посмеет тебя считать тупицей”. И т.п.

б) Чтение литературы. Бесценное времяпрепровождение. Оно дает возможность получить чужой опыт. Как известно, люди лучше всего учатся именно на собственном опыте. Советы не очень-то и работают. Так вот книги позволяют подрастающей личности “прожить” в своем воображении тысячи различных жизней персонажей, понять их, сопереживать им, ощутить их опыт. И самое приятное, что разум будет этот “чужой” опыт использовать при расчетах для принятия решений в будущей жизни. Предположения начитанного человека будут более точными и разумными, чем у необразованного.

в) Понимание. Есть особый способ “получать образование”. Он заключается в зубрежке. У некоторых людей есть развитая способность к запоминанию, что позволяет им с легкостью запоминать текст, правила, формулы просто как набор символов или звуков. Но при этом совершенно отсутствует понимание того, что они запомнили и смогли повторить. Это позволяет им получать хорошие оценки и слыть успешными учениками. Однако, они совершенно бесполезны в практической деятельности. Поэтому такая способность не имеет ничего общего с интеллектом. Это не значит, что любой, кто обладает хорошей памятью - зубрила. Важным моментом здесь является способность применять изученное. Т.е. если ребенок правильно формулирует определение подлежащего, значит он должен быть в состоянии обнаружить подлежащее в предложении. А вот если определение знает, но допускает ошибки в обнаружении, то такое знание бесполезно.

г) Гибкость ума. Это способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения, а также умение свободно распоряжаться исходным материалом. Поэтому, возможно, не стоит ругать ребенка, если он пытается списать домашку у одноклассников или найти ответы на контрольную в интернете. Ведь по сути, он ищет решение задачи “Получить хорошую оценку”. Если вас не устраивают такие действия, то ценность хороших оценок придется пересмотреть в пользу знаний по предмету, кругозору и т.п. Тогда ребенок будет искать легкие способы достичь более ценных для жизни задач, развивая, а не подавляя важную функцию интеллекта.

Пишите в комментариях своё мнение по данной теме, а также задавайте вопросы, если они у вас возникли.