Найти в Дзене
Про жизнь

Экономика: регионы, прогноз ВВП, фондовый рынок

Появилась статистическая информация о налоговом балансе регионов РФ за 2021 год. Итак, что поменялось с 2019 года. Страна держится на добыче энергоносителей: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Республики Татарстан и Коми, Оренбургская, Тюменская, Астраханская области — это все нефть и газ, их переработка. Нет Сахалина — провал азиатского рынка 2020 года до сих пор сказывается, и, после выхода из проекта компании Shell, кажется, еще долго будет восстанавливаться. Укрепили свое положение ряд регионов с явной металлургической компонентой экономики — Липецкая, Иркутская и Красноярские области сняли все сливки с прошлогоднего металлургического бума, и, даже несмотря на налоги, введенные задним числом, вытащили регионы отрицательного бюджетного баланса. Удивляет в этом списке 133 млрд. рублей дотаций Кемеровской области — рекордные цены на металл и уголь должны были исправить ситуацию, по крайней мере сделать Кемерово не столь дефицитным. Пермский край и Самарская
Регионы РФ
Регионы РФ

Появилась статистическая информация о налоговом балансе регионов РФ за 2021 год.

Итак, что поменялось с 2019 года.

Страна держится на добыче энергоносителей: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Республики Татарстан и Коми, Оренбургская, Тюменская, Астраханская области — это все нефть и газ, их переработка. Нет Сахалина — провал азиатского рынка 2020 года до сих пор сказывается, и, после выхода из проекта компании Shell, кажется, еще долго будет восстанавливаться.

Укрепили свое положение ряд регионов с явной металлургической компонентой экономики — Липецкая, Иркутская и Красноярские области сняли все сливки с прошлогоднего металлургического бума, и, даже несмотря на налоги, введенные задним числом, вытащили регионы отрицательного бюджетного баланса. Удивляет в этом списке 133 млрд. рублей дотаций Кемеровской области — рекордные цены на металл и уголь должны были исправить ситуацию, по крайней мере сделать Кемерово не столь дефицитным.

Пермский край и Самарская область выехали за счет минеральных удобрений, которые тоже били ценовые рекорды. Скромная Калуга, как вошла в список доноров за счет машиностроительного кластера, так и держится. Калининград сделал кассу на туризме. Удмуртия — это гособоронзаказ.

Кто так и не вернулся. Не вернулась Москва, которая из главного донора стала главным реципиентом, так и не оправившись от ковидного экономического краха. Не вернулся Мурманск, делавший свой профицит за счет порта.

Но, как вы сами понимаете, по итогам этого года ждать расширения списка доноров ждать не приходится, будет сокращение. Точно выпадут все регионы-металлурги, поскольку сейчас металл дешев. Маленькое экономическое чудо Калужское области схлопнется из-за того, что просел авторынок.

Кто стопроцентно останется — так это только добывающие регионы, да и то не все — ХМАО, ЯНАО, НАО, Татарстан и Коми, остальные нефтегазодобывающие регионы подвиснут на грани. Ну, и Удмуртия, время регион с развитым ВПК. (По материалам МЭФ)

***

Спад экономического развития сейчас только начался. Буквально на днях вышло два официальных экономических прогноза, правда, сильно не совпадающих друг с другом. Под первым я имею в виду прогноз Центрального банка, под вторым же – прогноз, с которым выступил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Второй излучал оптимизм, если, конечно, оптимизмом можно считать предсказанное падение ВВП где-то на 3 процента.

Центральный банк был более пессимистичным. У ЦБ три сценария развития экономической ситуации, но даже в хорошем – спад ВВП где-то на 5% и продолжения его падения в следующем году не избежать. При наиболее пессимистическом сценарии ЦБ считает, что в следующем году падение тоже будет достаточно глубоким. Очень скромный рост в 1% начнется только в 2025 году.

Лично мне такой прогноз кажется более вероятным, чем оптимистические прогнозы, потому что не очень понятно, за счет чего, собственно, будет идти активный экономический рост. Его, кстати, практически и не было с 2012 года. С кризиса 2008 года средние темпы роста составили 1%. То есть, мы сильно отстаем от развитых стран.

Я думаю, что спад экономического развития во второй половине 2022 года усилится, потому что сейчас он только начался. В итоге, мы получим минус 3-5% ВВП, и этого невозможно избежать. (Андрей Нечаев)

***

И о российском фондовом рынке времен СВО: Доли компаний в народном портфеле акций РФ на Мосбирже:

1. Газпром: 28.7%

2. Сбербанк АО: 21.7%

3. Норникель: 10.7%

4. Лукойл: 8.9%

5. Сбербанк АП: 6.2%

6. Сургутнефтегаз АП: 5.7%

7. Яндекс: 5.3%

8. Роснефть: 4.8%

9. МТС: 4.3%

10. Магнит: 3.7%

Результаты компаний (YTD):

1. Газпром -46.8%

2. Сбербанк АО -55.9%

3. Норникель -33.1%

4. Лукойл -37.5%

5. Сбербанк АП -55.3%

6. Сургутнефтегаз АП -37.5%

7. Яндекс -54.1%

8. Роснефть -40.0%

9. МТС -19.8%

10. Магнит -0.2%

Результат портфеля с начала года: -43%. (Дмитрий Милин)