Найти тему
VIKENT.RU

Луис Салливан — форма в архитектуре следует функции

Оглавление

3 сентября 1856 г. родился Луис Салливан, американский архитектор, создатель одного из первых небоскрёбов и концепции органической архитектуры, один из самых видных представителей и идеолог Чикагской школы архитектуры, учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит знаменитая формула: «форма в архитектуре следует функции».

Луис Генри Салливан http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/newsid707_11.jpg и Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/Sullivan-Louiss-Almacenes-Carson-1899-1904-hoy.jpg
Луис Генри Салливан http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/newsid707_11.jpg и Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/Sullivan-Louiss-Almacenes-Carson-1899-1904-hoy.jpg

Его мать, Андриен Лист, эмигрировала в Бостон из Женевы со своими родителями, братом и сестрой (Дженни, 1836 г.р., и Жюлем, 1841 г. р.). Отец — ирландец Патрик Салливан был танцмейстером и скрипачом... Оба приехали в Соединенные Штаты в конце 1840-х годов.

Салливан родился в Чикаго. Он не получил законченного профессионального образования. Недолго изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (1872–1873). Его главным учителем был Уильям Роберт Уэйр. Позднее Салливан уехал в Филадельфию, где работал в мастерской Фёрнесса. Из-за долгой депрессии работа у Фёрнесса закончилась, и Салливан поехал в Чикаго, попав в ситуацию строительного бума после Великого чикагского пожара. Там он работал вместе с Уильямом Ле Барон Дженни, а менее чем через год уехал в Париж. Во Франции Салливан посещал Школу изящных искусств (1874–1875).

В 1879 году поступил в фирму инженера Данкмара Адлера и через два года стал его компаньоном. Их фирма называлась Adler&Sullivan и под таким названием просуществовала до 1895 года. Салливан с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Салливан выступал как проектировщик оформления интерьеров, а Адлер разрабатывал планы, занимался инженерными коммуникациями. После того, как коллеги разошлись, заказов у Салливана стало значительно меньше. Некоторую симпатию сохранил к нему старый клиент Дэвид Майер, который в 1898 году дал заказ на постройку торгового дома Schlessinger&Meyer Store, более известного как Carson Pirie. Это был последняя большая работа для Салливана, оказавшая значительное влияние на облик города.

Использование каркасной конструкции и скоростных лифтов позволило Салливану приступить к проектированию высотных (по тогдашним меркам) административных зданий. Каркасную систему стали впоследствии именовать «чикагской конструкцией». Отправной точкой его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона, в которых романтическая фантазия автора органично сочеталась со строгой функциональной логикой.

Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/WainwrightFlickr.jpg
Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/WainwrightFlickr.jpg

Некоторые факты биографии

Самой первой крупной работой Адлера и Салливана было здание театрального зала «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889). Театральный зал на 4237 зрительных мест заключался в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Спекуляции земельными участками в деловом центре Чикаго привели к громадному росту их стоимости и тем самым породили новый тип здания — небоскреб. Развитие строительства небоскребов обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века.

Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895) завершило его эксперименты, в котором вертикальные членения строго отвечают его функциям. Гарантии-билдинг, пожалуй самый шедевральный проект Луиса Салливана, внешний облик которого чрезвычайно выразителен. После окончания строительства Гарантии-билдинг, в 1896 году Салливан публикует статью «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», в которой он излагает основы его теории.

В 1899 году Салливен получил возможность реализовать свою концепцию в проектировании универсального магазина Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт), довольно крупное здание, построенное на оживленном угловом участке.

Салливан интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды, а организацию внутренних пространств он не ставил как художественную задачу.

«Аудиториум» в Чикаго http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/loop_vA2B2.jpg
«Аудиториум» в Чикаго http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/loop_vA2B2.jpg

Новая концепция высотного здания и забвение

На рубеже XX века Салливан первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания». Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896).

Каждый студент-архитектор с университетской скамьи знает, что Салливану принадлежит известное изречение: «Форма следует функции». Но мало кто помнит контекст. «Это изначальный закон всего сущего, органического и неорганического, всех вещей физических и метафизических, всего человеческого и сверхчеловеческого, все, что говорит нам наш разум, сердце, душа: мы познаем жизнь в ее выражении, форма всегда следует функции. Это закон», — писал Луис Генри Салливан в 1896 году.

В 1901-1902 годах мало загруженный практической работой Луис Салливан создает большую часть своего литературного наследия. В это время он написал книгу «Беседы в детском саду». Еженедельник «Интерсэйт аркитект энд билдер» в течении целого года публиковал текст этой книги.

С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно — потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы.

Здание Гарантии-билдинг в Буффало http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/guaranti_building2.jpeg
Здание Гарантии-билдинг в Буффало http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2013/07/guaranti_building2.jpeg

В 1922-1923 годах он написал «Автобиографию идей», в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером.

14 апреля 1924 года умер всеми забытый в номере дешевого чикагского отеля.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) Современное общество, слишком поглощенное повседневными заботами, забыло, что мужчина, женщина, ребёнок спят в своих кроватях: они просыпаются и направляются к месту своей работы, затем они возвращаются домой. Когда к правильному решению этого жизненного цикла приковывается внимание, то быстро рождаются разумные предложения. Но эта проблема не привлекает внимания ни правительства, ни инженеров и архитекторов, ни даже самих людей...

Поэтому в настоящее время миллионы и миллиарды мужчин, женщин и детей во всем мире совершают ежедневно нерациональные передвижения в поездах, метро, в автомобилях. Это великое расточительство в современной жизни: большинство жителей городов живут там, где не должны жить; они работают там, где не должны были бы работать.

Этот и еще 38 материалов VIKENT.RU по теме Архитектура

2) Видео: СОЦИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИННОВАЦИИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ...

3) УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить: https://vikent.ru/w0/

Источники

  1. АРХИТЕКТОР ЛУИС САЛЛИВАН http://archi-story.ru/architectsullivan/
  2. Луис Генри Салливан: отец небоскребов https://www.interior.ru/design/893-luis-genri-sallivan-otets-neboskrebov.html

#vikent_ru #Салливан #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения