Найти тему
📚 МемуаристЪ

Разгребал пробки по приказу Сталина

Сталин приказал срочно лететь к Халхин-Голу. Чтобы немедленно расшивать гигантскую пробку из военных эшелонов на железной дороге. Та командировка начальника военного отдела наркомата путей сообщения Ивана Ковалева привела к весьма любопытной перестройке всей системы перевозок.

Ковалёв вспоминал, что присутствовал на совещании у Сталина. Военные докладывали, что целый ряд эшелонов застряли по пути в Монголию. Стали между Новосибирском и Читой и сделать ничего невозможно.

Сталин прямо говорит, что японские милитаристы рвутся через Монголию к нашим границам. Не сможем вовремя перебросить войска – проиграем сражение.

Ковалёв тут же получает поручение немедленно отправиться к месту пробки на железной дороге и любой ценой доставить войска на место. Причём, если Сталин сказал «немедленно», это именно оно и есть.

Через десять минут Ковалёв уже сидел в кабинете наркома Кагановича. Рядом срочно вызванный главный инженер по паровозному делу Евгений Макаров. Полетите вместе.

Самолёт тоже уже был подготовлен. Одна беда – погода по всей трассе нелётная. И прогноз плохой, когда разойдутся тучи – неизвестно.

Каганович покачал головой - Сталин сказал срочно, значит надо лететь. Найдём опытного пилота. Где наша не пропадала.

Что характерно обо всём уже позаботились. Обоим специалистам уже собрали в дорогу дежурные чемоданчики с нужными вещами. А Ковалёву ещё выписали мандат, что он особо уполномочен Совнаркомом командовать нашим военным транспортом в Монголии. Работа в Сталинских наркоматах была выстроена чётко.

Летели вдоль Транссиба. Погода, действительно, подкачала. Ковалёв вспоминал, что несколько раз проходили над военными аэродромами. Было очень хорошо видно, что наши бомбардировщики, перебрасываемые в Монголию, вынужденно ждут погоды на полях.

И ещё крайне печальное наблюдение с воздуха. От Красноярска и дальше, тысячи две километров тут и там каждая станция запружена застрявшими эшелонами. Дорога была полностью парализована. Какая там «пробка» на станции.

В Чите стали разбираться что же происходит. Первая причина на поверку – совсем идиотская. Управление Генштаба не подумало, что эшелонам для разгрузки нужно место.

В приказах начальникам поездов везде указана одна и та же конечная станция «Соловьёвская». Там всего два пути, без высоких платформ для выгрузки техники и оружия. А эшелонов сотни, так можно целый год выгружаться!

Ковалёв спрашивает у местных железнодорожников что за бардак. Почему не перенаправили эшелоны на соседние станции? Выгружайте там!

Пробовали, говорят. Начальники поездов отказываются категорически. Говорят, мы люди военные, не из артели «Пух-перо». За выполнение приказа головой отвечаем. Приказано выгрузить войска на «Соловьёвской», значит только там.

Ковалёв только плюнул и пошёл искать дрезину. Пришлось проехать всю дорогу до самой монгольской границы. Больше трёхсот километров. И везде эшелоны, эшелоны, эшелоны.

Ещё и места такие, леса нет, кое-где и воды нет, голая степь. Солдаты в эшелонах маются, топить нечем, себе и лошадям воды набрать негде. Надо срочно спасать ситуацию.

На каждой станции шли пешком обходить всё эшелоны. С одной стороны станции Ковалёв мандатом Совнаркома махал. С другой его товарищ Макаров с таким же мандатом.

Дело пошло, эшелоны стали разгружаться на месте и двигаться к станции «Соловьевской» своим ходом. Не везде объяснения шли гладко. У начальников эшелонов своё начальство и свой приказ, мандатом не запугать.

Ковалёв вспоминал – иду к следующему эшелону, а там натурально драка. Макаров и военный начальник эшелона лупят друг друга. Паровозный мастер боксерский поединок военному проиграл.

Нокаут стопроцентный. Ковалёв поднимает товарища, а тот головой трясёт, никак не может в себя прийти. Будущий нарком рассудил мудро – Макаров сам нарывался, а военный при исполнении.

Потому предъявил мандат и сказал что наказывать никого не будет. Но извиниться друг перед другом не мешало бы. Кстати, эшелон выгрузить придётся на месте. Тем дело и кончилось.

Всего будущий нарком железных дорог с Макаровым просидели на границе больше двух месяцев. Поезда пошли, но проблемы возникали каждый день.

Главная беда – множество ведомств. Паровозы в одних руках, доставка снарядов у другого ведомства. Грузовики для перевозки снарядов к войскам в третьих руках. Попробуй всех этих лебедей и щук запрячь в общую телегу.

Через два месяца шестую японскую армию на Халхин-Голе мы разгромили вдрызг. Можно было возвращаться в Москву, но операция показала полную неготовность железных дорог к серьезным боевым действиям.

На совещании у Сталина Ковалёв предложил создать невиданную ранее штуку. Мобильные группы, способные быстро выехать на любую железную дорогу и взять управление в свои руки. Наладить движение поездов.

Тут одним мандатом не обойдёшься. Например, вот прифронтовая дорога с разрушенным управлением. Или даже дорога на только что освобождённой территории. Как ввести её в строй?

Ковалёв предлагал заранее создать такие мобильные колонны. Со своими паровозным парком, специалистами по организации движения. Со своими ремонтными бригадами, своей связью и даже готовыми начальниками станций.

Структура немаленькая. По прикидкам, на одну дорогу такая мобильная бригада потребует человек восемьсот. Зато в любой момент может погрузиться в Москве и на следующий день запускать движение в нужной точке Союза. Или в прифронтовой полосе.

Сталин подробно обсудил идею Ковалёва и одобрил. Совершенно не готовящийся к военному конфликту, по мнению либералов, Сталин ещё после Халхин-Гола сказал так:

«Дело важное и нужное. Назревают другие конфликты. Это Ваше подразделение может пригодиться».

Мобильные колонны наркомата для управления проблемными дорогами были созданы. В тяжёлые военные годы оказались натуральным спасением для фронтовых железных дорог.