При обсуждении различных юридических вопросов (перспектива судебного разбирательства, «юридическая чистота» недвижимости и т.д.) часто приходится слышать о том, что пропущен срок исковой давности и никакой опасности нет. Данное утверждение, как правило, звучит из уст собеседника убедительно и безапелляционно. Связано это с упрощённым пониманием института срока исковой давности. Многие думают, что если со времени какого-то юридически значимого действия (сделки, аварии и т.д.) прошло три года, то срок давности истёк, иск подать нельзя и опасаться нечего (либо утрачена возможность защитить свои права). На самом деле это не так. Срок исковой давности является сложным правовым институтом, в правовом регулировании которого прячется множество подводных камней, на каждом из которых можно споткнуться. Сегодня покажем это на примере из нашей адвокатской практики.
Исчезновение собственника и квартиры.
В 2012 году Николай, собственник квартиры, исчез. Николай злоупотреблял спиртными напитками, и никто из родственников не знал о его месте нахождения.
За время отсутствия Николая родственники обнаружили, что в его квартире обживаются посторонние люди, делают ремонт. Запросив информацию в Росреестре, они узнали, что квартира продана Николаем по договору купли-продажи. Это явилось основанием для подачи заявления в правоохранительные органы с заявлением о хищении квартиры и пропаже её собственника.
Спустя какое-то время объявился и сам Николай, который пояснил, что толком ничего не помнит по поводу продажи квартиры и что его где-то удерживали какие-то люди. В 2014 году была поймана банда «чёрных риэлторов», которые совершали мошеннические действия с объектами недвижимости. Одним из эпизодов и стали злоключения Николая. Уголовное дело расследовалось несколько лет, и только в 2018 году был вынесен приговор. К этому времени Николай умер, а в наследство вступила его супруга, которая и была признана потерпевшей по уголовному делу.
В 2019 году супругой Николая был подан иск к актуальному собственнику квартиры (третьему по счёту после Николая) об истребовании недвижимости из чужого незаконного владения. В качестве основания иска выдвигалось утверждение о том, что квартира была похищена у собственника против его воли и должна быть возвращена в наследственную массу, а право собственности на неё должно быть признано за истцом.
С какого момента считаем?
В ходе рассмотрения дела обсуждалось множество юридических вопросов (добросовестность покупателя, воля продавца на отчуждение и т.д.), но основным был вопрос о сроке исковой давности.
Сделка, как было указано выше состоялась в 2012 году. Иск был подан в 2019 года, после вынесения приговора по уголовному делу. На довод о пропуске срока исковой давности представители истца возражали именно тем, что срок давности нужно считать не с момента совершения сделки, а от вступления в силу приговора суда, то есть с 2018 года. Именно с этого момента судом было признано, что в отношении собственника было совершено преступление, установлены обстоятельства его совершения, что и явилось основанием для заявления исковых требований.
Итоги.
Итогом рассмотрения дела стал отказ в удовлетворении исковых требований по причине, в том числе, истечения срока исковой давности. В данном случае суд принял доводы ответчика и признал, что собственник узнал о нарушении своих прав и отчуждении квартиры ещё в 2012-2013 годах, как минимум, после разрешения ситуации с его исчезновением и подачи заявления в полицию. В это же время ничто не мешало подать иск о защите своих прав до окончания следствия по уголовному делу.
В рассматриваемом деле важно было установить, когда именно Николай узнал о том, что принадлежавшая ему квартира была продана и как он повёл себя после этого. С этой целью было изучено 22 тома материалов уголовного дела и установлены даты, когда именно собственник появился после исчезновения, как он объяснил исчезновение, когда он подал самостоятельно заявление в полицию, а также то, какие показания он давал в качестве потерпевшего об обстоятельствах продажи квартиры. Были изучены результаты многочисленных экспертиз, проведённых в рамках уголовного дела. Всё это помогло доказать то обстоятельство, что уже 2012-2013 годах Николай обладал всеми данными и возможностями для защиты своих прав как собственника квартиры.
При указанных обстоятельствах суд отказал в иске. Однако, если бы обстоятельства были немного иные, то вопрос о сроке исковой давности мог быть решён противоположным образом.
На данном примере из реальной адвокатской практики видно, что институт срока исковой давности намного сложнее, чем принято думать и чем кажется на первый взгляд. Имеются обстоятельства, которые прерывают течение срока, а также приостанавливают его. А сам срок отсчитывается, согласно п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ, с того момента, когда лицо узнало, либо должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по делу. Соответственно, сам момент начала течения срока подлежит установлению в рамках рассмотрения дела в качестве юридически значимого обстоятельства. Отдельные правила исчисления имеются и для признания сделок недействительными по конкретным основаниям. Например, если речь идёт о признании сделки недействительной в связи с тем, что сторона не осознавала юридических последствий (вследствие психического заболевания), то срок исковой давности начинает течь с момента, когда отпали указанные обстоятельства. Речь идёт о прекращении острой фазы заболевания, стабилизации психического состояния лица и т.д.
А в отношении, допустим, исполнения кредитных обязательств, срок исковой давности отсчитывается не от согласованной сторонами даты возврата всего кредита, а в отношении каждого платежа отдельно. По некоторым требованиям сроки исковой давности вообще отсутствуют. Существует ещё множество тонкостей и специальных норм в отношении срока исковой давности, которые также нужно учитывать.
Поэтому правильно считайте!!!
Надеемся, что было интересно и полезно!!!