Найти в Дзене
В зоне доступа

Кто такие тверские карелы и при чем тут Питер

Карелы...да еще и тверские... довольно странное сочетание, да? Кто такие? Почему и когда ушли из Карелии (и из нее ли) в тверские леса? Что от них осталось, чего они хотят, почему их история - ближе, чем кажется? Мой отец - тверской карел, поэтому воспоминания и рассуждения старших родственников за годы сложились в моей голове в более-менее последовательную картину. Началась карельская история в запредельно давние времена, так что не только доказать, но и представить себе сложно, как оно было на самом деле. А постоянная смена границ государств, внутренняя трансформация уездов/волостей еще более усложняет понимание тех процессов. Далее - самая суть истории карел, субъективная и упрощенная мною до безобразия. Принципиальным знатокам и перфекционистам - далее рекомендую не читать, чтобы не расстраиваться. Итак, карелы умудрились расселиться на огромной территории, и то, что сейчас ограничено республикой Карелией - далеко не весь ареал их обитания, более того, не место зарождения этого

Карелы...да еще и тверские... довольно странное сочетание, да?

Кто такие? Почему и когда ушли из Карелии (и из нее ли) в тверские леса? Что от них осталось, чего они хотят, почему их история - ближе, чем кажется? Мой отец - тверской карел, поэтому воспоминания и рассуждения старших родственников за годы сложились в моей голове в более-менее последовательную картину.

Началась карельская история в запредельно давние времена, так что не только доказать, но и представить себе сложно, как оно было на самом деле. А постоянная смена границ государств, внутренняя трансформация уездов/волостей еще более усложняет понимание тех процессов.

Далее - самая суть истории карел, субъективная и упрощенная мною до безобразия. Принципиальным знатокам и перфекционистам - далее рекомендую не читать, чтобы не расстраиваться.

Итак, карелы умудрились расселиться на огромной территории, и то, что сейчас ограничено республикой Карелией - далеко не весь ареал их обитания, более того, не место зарождения этого народа. Удивительно, не правда ли? Ведь карелы никак не ассоциируются с грозными завоевателями. Точку относительного старта карельского самосознания и сейчас можно легко найти на карте, благо, история отлично сохраняется в топонимах. Карельский перешеек! Да, есть такой.

Если вы не сильны в географии, напомню, Карельский перешеек - это часть суши между Финским заливом и Ладожским озером. Где сейчас стоит... что? Верно, наша славная культурная/вторая столица, великий и прекрасный Питер. Так что история карел становится не такой уж чужой для многих из нас. Древнему городу Корела (берег Ладоги, 2 часа езды от Питера) повезло чуть меньше, его в советское время переименовали в нечто бездушно очевидное - Приозерск. Ну спасибо, что не Пролетарий или Даздрапермск.

Так что же эти карелы-путешественники? Обладая очевидными способностями к успешному выживанию в суровом климате, часть колоний постепенно продвигалась на север, заселяя огромные малонаселенные территории нынешних Ленинградской, Мурманской, Архангельской и других областей, и, конечно же, территорию республики Карелии. Благоразумно шли туда, где меньше конкуренция.

А вот другая волна карел из Карельского перешейка покатилась в противоположном направлении, на юг. Особенно мощные потоки миграции произошли после поражения России в русско-шведской войне (1610-1617): около 30 тысяч православных карел бежали из захваченных шведами территорий (часть Ленинградской области) в леса нынешней Тверской области, опустошенные к тому времени голодом и разрухой Смутного времени, но остававшиеся под контролем Российского царства. Очень не хотелось этим легким на подъем карелам переходить в протестантизм... и вообще, что от шведов ожидать, непонятно. Во всяком случае, такова основная гипотеза историков.

Мне нравится думать, что карелы просто успешно размножались, а абсолютная потребность в уединении и неконфликтность (что и сейчас явно прослеживается в менталитете современных финно-угорских народностей) заставляла их сниматься с насиженных мест и перемещаться в тихие, дикие незаселенные земли.

И вот в этих самых дремучих тверских лесах мои предки несколько веков успешно вели хозяйство, соседей не обижали, строили огромные деревянные дома, рожали по десятку детей, ловили рыбу, охотились, разводили скот, сеяли рожь, пшеницу и лен, пекли вкуснейшие калитки, плели лапти и корзины, правили лыжи, сани и телеги. Пели песни.

Дом моего прадеда, тверского карела, Алексея Павловича Суслова, многодетного отца, крепкого хозяйственника, «бывшего кулака» как записано в его деле. Обвинив в антисоветской пропаганде, в 1938 году его отправляют в ЯГРИНЛАГ, (Северодвинск), где в нечеловеческих, как сейчас все мы понимаем, условиях, он продержался два года. На момент задержания он был уже в зрелом возрасте, 57 лет. В 39-м от него приходит последнее письмо. В августе 40-го он умирает. Место захоронения семье не сообщили. Реабилитирован в 1992 году. В списках Сандармоха (мало ли) я его не нашла, в открытом списке жертв политических репрессий, где только Сусловых Алексеев - 20 человек, а всего более 3 миллионов жертв, его тоже не было. Теперь есть.
Дом моего прадеда, тверского карела, Алексея Павловича Суслова, многодетного отца, крепкого хозяйственника, «бывшего кулака» как записано в его деле. Обвинив в антисоветской пропаганде, в 1938 году его отправляют в ЯГРИНЛАГ, (Северодвинск), где в нечеловеческих, как сейчас все мы понимаем, условиях, он продержался два года. На момент задержания он был уже в зрелом возрасте, 57 лет. В 39-м от него приходит последнее письмо. В августе 40-го он умирает. Место захоронения семье не сообщили. Реабилитирован в 1992 году. В списках Сандармоха (мало ли) я его не нашла, в открытом списке жертв политических репрессий, где только Сусловых Алексеев - 20 человек, а всего более 3 миллионов жертв, его тоже не было. Теперь есть.
Советский интерьер дореволюционного дома.
Советский интерьер дореволюционного дома.
Карелы исповедуют в основном православное христианство
Карелы исповедуют в основном православное христианство
Баня по-черному! Редкость, экзотика, невероятный аромат и жар. Кто не в курсе: в таких банях нет дымохода, в парилке в каменке разжигают огонь, нагревающий крупные камни и чан с водой. Когда огонь прогорает и тухнет, баню проветривают, парилку закрывают, и раскаленные камни быстро нагревают ее вновь. Угарного газа, таким образом, нет, а есть потрясающий аромат раскаленных камней, дерева и сажи.
Баня по-черному! Редкость, экзотика, невероятный аромат и жар. Кто не в курсе: в таких банях нет дымохода, в парилке в каменке разжигают огонь, нагревающий крупные камни и чан с водой. Когда огонь прогорает и тухнет, баню проветривают, парилку закрывают, и раскаленные камни быстро нагревают ее вновь. Угарного газа, таким образом, нет, а есть потрясающий аромат раскаленных камней, дерева и сажи.
В предбанник два одинаковых крошечных входа на противоположных сторонах. Главное не забывать нагибаться на входе и выходе.
В предбанник два одинаковых крошечных входа на противоположных сторонах. Главное не забывать нагибаться на входе и выходе.
Сруб бани традиционно ставили в отдалении от дома. Пожаробезопасность + комфортное уединение
Сруб бани традиционно ставили в отдалении от дома. Пожаробезопасность + комфортное уединение
Отец рассказывал, как "кровью и потом" люди очищали здесь леса, превращая их в поля. С развалом союза необратимо идет обратный процесс - лес поглощает поля, деревья подступили вплотную к деревне. Последние энтузиасты косят участки у домов, оставляя никому не нужное сено гнить, лишь бы лес не вырос у крыльца. Но в районе также идет активная вырубка зрелого леса. Местные жалуются, что осталась лишь видимость лесов: со стороны дороги вроде и лес, а углубишься - сплошные вырубки. Такое вот вечное противостояние человека и леса.
Отец рассказывал, как "кровью и потом" люди очищали здесь леса, превращая их в поля. С развалом союза необратимо идет обратный процесс - лес поглощает поля, деревья подступили вплотную к деревне. Последние энтузиасты косят участки у домов, оставляя никому не нужное сено гнить, лишь бы лес не вырос у крыльца. Но в районе также идет активная вырубка зрелого леса. Местные жалуются, что осталась лишь видимость лесов: со стороны дороги вроде и лес, а углубишься - сплошные вырубки. Такое вот вечное противостояние человека и леса.
Самые настоящие карельские сани! 2022...Музей под открытым небом...
Самые настоящие карельские сани! 2022...Музей под открытым небом...
Маленький домик моей двоюродной бабушки, тверской карелки, Анны Алексеевны Сусловой. Баба Нюта (Анни буабу, как все ее называли на карельский манер) дожила до 93 лет. А ее родная сестра, бабушка Мария - до 102 лет.
Маленький домик моей двоюродной бабушки, тверской карелки, Анны Алексеевны Сусловой. Баба Нюта (Анни буабу, как все ее называли на карельский манер) дожила до 93 лет. А ее родная сестра, бабушка Мария - до 102 лет.
Статья о 100-летнем юбилее тверской карелки, моей двоюродной бабушки Марии в местной газете Лихославльского района. Очень рада, что тогда, в 2011 году, удалось приехать в Толмачи и поздравить бабушку Марию лично. Она прекрасно держалась, была в здравом уме и ясной памяти. После юбилея бабушка Мария прожила еще два года, дожив, таким образом, до 102 лет!
Статья о 100-летнем юбилее тверской карелки, моей двоюродной бабушки Марии в местной газете Лихославльского района. Очень рада, что тогда, в 2011 году, удалось приехать в Толмачи и поздравить бабушку Марию лично. Она прекрасно держалась, была в здравом уме и ясной памяти. После юбилея бабушка Мария прожила еще два года, дожив, таким образом, до 102 лет!

Дровницы вдоль стен, вероятно, служили еще и для теплоизоляции дома
Дровницы вдоль стен, вероятно, служили еще и для теплоизоляции дома

Семья держала до 100 ульев
Семья держала до 100 ульев

Стены, которые многое помнят
Стены, которые многое помнят

Особый восторг, когда сейчас, в 2022, я приезжаю в деревню и слышу как трое мужиков (мой дядя с друзьями) задорно и мелодично (ударение на каждый нечетный слог) подтрунивают друг над другом на карельском, видимо, чтобы я, городская заезжая полукровка, ничего не поняла. Но понять несложно из контекста: смеются, что дядя моет из ведра свои жигули не иначе как для нового сватовства. Сердце грустно сжимается, вероятно, это последнее поколение в деревне, которое говорит на карельском вот так, в домашней обстановке, а не для камеры местного ТВ. Мое поколение на карельском уже не говорит.

Согласно переписи 1897 года в Российской империи проживало более 200 тысяч карел. В ходе переписи 2010 года только 60 тысяч россиян определили свою национальность как "карел", из них около 7 тысяч - тверские карелы. Тем удивительнее было увидеть на днях больше тысячи тверских карел в одно время в одном месте. Об этом будет мой следующий пост.