Изначально, в конце февраля-марте месяце, когда были введены очередные санкции, и многие зарубежные бренды и сети приостановили свою работу, был некоторый ажиотаж. Делались спешные высказывания про "всё_пропало". Вплоть до апокалиптических. Про полное разрушение экономики, и прочее в таком духе. Спустя более чем полгода мы наблюдаем совершенно другую картину, и даже можем разобрать реальную выгоду в этом для бизнеса в РФ.
Итак, что же на самом деле произошло?
С развитием зарубежных сетей и брендов надо понимать несколько простых вещей. Изначально, после 91 года в РФ была чистая поляна для занятия любым бизнесом. Далее, за границей частный бизнес формировался в более-менее естественной среде, с конкуренцией и развитием. Соответственно сложилась ситуация неравноправной конкуренции. Когда со стороны западных фирм были и готовые франшизы, с разработанной схемой ведения бизнеса, и деньги на развитие сетей, а в России - фактический вакуум адекватных частных предприятий. То есть так называемый "дикий капитализм". Если в том же Китае, глядя на "успехи перестройки" были сформированы отдельные зоны, в которых допускался частный бизнес, и которые постепенно подтянулись до полноценных производств всего подряд, без изначальной "шоковой терапии", то госчиновники в СССР\РФ были заняты дележом власти и в принципе занимались этим все 90-е.
Сейчас многие вещи из 90-х уже смотрятся совершенно иначе. Те же бургерные - относительно обыденное явление. Гипер\супер-маркетами никого особо не удивить. Ни размерами, ни содержимым. Единственное что оставалось у больших сетей, которые зашли в РФ - это сила бренда, и общая налаженная схема ведения бизнеса.
Ведь что такое бизнес-идея той же Икеи? Общая работа с поставщиками, разработка концепций, продажа относительно недорогих вещей с наценкой "за дизайн", и "из Икеи". А всё остальное, те же фрикадельки, общее обслуживание, доставка, инструкции - поднимали общее впечатление, чтобы людям было приятно.
Просто так, на ровном месте, развивать похожий бизнес кажется ненужной идеей. Ведь уже есть "те самые магазины", в которых эта концепция работает. Но это в обычных условиях.
А сейчас "те самые магазины и сети", успешно закрылись. Не все конечно, некоторые из "недружественных стран" продолжают работу, переориентировав логистику и юридические вопросы санкций. Но оставшиеся открытые куски рынка подарили другим предпринимателям возможности для увеличения своей доли рынка.
То есть - СЕТИ САМИ ПОПРОСИЛИСЬ НА ВЫХОД. Вспоминая тезис о том, что "капитал за лишний процент прибыли способен на что угодно", то тут уже речь про идеологические проблемы, но это тема для отдельной статьи.
Вывод.
Если в 90-е в РФ не было ни опытных предпринимателей, ни денег на развитие, то сейчас есть и то и другое. Пользуясь историческими возможностями можно полностью занять "те самые ниши", которые успешно до недавнего времени отъедали "западные партнёры". Подтянуть поставщиков, наладить те же самые вопросы концепций, сервис, доставку - благо пример был у всех перед глазами. Дело это достаточно муторное, конечно, но вполне решаемое. Если бы ещё и сами выстроенные магазины получилось "привести в рабочее состояние с другим менеджментом", благо опыт в этом есть, особенно на фоне "недружественной позиции", то было бы вообще интересно. Но это всё уже вопросы к конкретным лицам, с достаточным ресурсом.
Может быть даже кому-то придёт в голову купить полный цикл производства даже относительно устаревших автомобилей, и на их основе в процессе уже запускать свой авто бренд...Да и текущие проблемы в Европе могут проявить разорившихся претендентов. Но это уже совсем другая история.
А пока в РФ снижения производственной активности не наблюдается, наоборот, в некоторых сферах для эффективного импортозамещения происходят те вещи, которые тянулись годами. Опять же огромный рынок для восстановления разрушенных территорий и реальный госзаказ на военных предприятиях. А военные предприятия, как раз, от и до по возможности всё производят из российских комплектующих, то есть вся цепочка производителей получает свежий воздух и перспективы развития. Никто уже не будет ходить и мурыжить вопросы новых образцов вооружения в поисках откатов. Например те же беспилотники, которые собрались массово производить. Так что впереди много интересного.
Если есть что обсудить - добро пожаловать в комментарии. Лайк и подписка приветствуются.