Поскольку Россия преодолела последнее препятствие на пути к своему господству в Луганской области Донбасса, варианты финансового сдерживания исчерпаны. После взятия Лисичанска российские войска обратили свое внимание на прифронтовые города Краматорск и Словянск в соседней Донецкой области. Оба города подвергаются обстрелам тяжелой артиллерии, поскольку российские войска (вместе с сепаратистскими группами) начинают затяжную наземную войну с целью захвата юго-востока Украины и укрепления территории, простирающейся до Крыма, бывшей территории на юге Украины, аннексированной Россией в 2014 г. Стратегическая победа на Донбассе компенсирует первоначальную неудачу в центральной Украине, позволяя России перегруппироваться и заставить Киев капитулировать. Несмотря на очевидное истощение российских сил, интенсивные ракетные обстрелы Киева и Харькова продолжаются, а украинские силы обороны готовят контрнаступление, чтобы вернуть Херсон. Западная коалиция осознает это едва уловимое изменение динамики - хотя и с некоторым опозданием!
Саммит G7, похоже, высмеивает так называемую решимость, которую Запад хочет продемонстрировать. Запрет на импорт золота из России и дебаты о предельных ценах на нефть стали самыми яркими событиями встречи (если не считать грубых высказываний бывшего премьер-министра Великобритании). Эмбарго на экспорт золота, несомненно, нанесет ущерб российской экономике. Золотые резервы России составляют около 100-140 миллиардов долларов США, что составляет около 20% от общих активов центрального банка. Согласно бюджетным оценкам, золото является вторым по прибыльности экспортным товаром России после экспорта энергоносителей. Запрет окажет серьезное влияние на торговлю, поскольку почти 90% доходов от экспорта золота приходится на страны Большой семерки. Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал CNN, что Россия может продолжать поставлять золото альтернативным азиатским экономикам, но эмбарго "предотвратит доступ к доходам примерно в 19 млрд долларов в год". Поэтому Соединенные Штаты, похоже, намерены нанести ущерб российской экономике, чтобы подорвать амбиции Кремля в Украине. Мантра одна и та же: сократить максимальные доходы до такой степени, чтобы России было трудно финансировать свою войну на истощение. К сожалению, таких стратегий недостаточно.
Ограничить цены на нефть российским предложением сложнее, чем запретить импорт золота. Во-первых, золото не является необходимым для экономического и социального выживания и, откровенно говоря, оно не является основой для волнений во многих развитых экономиках, которые борются со стремительно растущей инфляцией. В то время как экспорт золота нелегко расширить на другие рынки, Россия вполне успешно заменила Европу в качестве основного рынка для поставок сырой нефти.
Согласно рыночному отчету Международного энергетического агентства (МЭА), через шесть месяцев после вторжения доходы России от экспорта нефти выросли более чем на 50%. После вторжения Европа относительно снизила свою зависимость от российской нефти, в то время как США полностью запретили импорт сырой нефти из России. Тем не менее, Индия купила около пятой части всего российского экспорта после вторжения, что составляет менее 1 процента от ее довоенной квоты. Согласно эксклюзивному отчету Reuters, индийские таможенные документы показывают, что компании быстро заменяют доллары США, чтобы обойти санкции и купить российские энергетические продукты. Только в июне Индия импортировала около 44% из 1,7 млн тонн российского угля с недолларовыми платежами - в юанях или гонконгских долларах. В июле этот показатель вырос более чем на одну пятую до рекордных 2,06 млн. тонн.
С другой стороны, Китай является главным противником давления Запада, называя санкции против России "незаконными" и "аморальными", даже если он открыто не поддерживает Путина. Китай также является важным экономическим рычагом для России, как символически, так и практически. По данным Главного таможенного управления Китая, за первые семь месяцев этого года двусторонняя торговля с Россией выросла на 29 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самым важным товаром, которым торгуют, является российская нефть. В мае Пекин импортировал примерно на 55 процентов больше российской нефти, чем за тот же период прошлого года, сменив Саудовскую Аравию в качестве крупнейшего поставщика нефти в Россию. Вместе Китай и Индия закрыли разрыв в доходах на $24 млрд за счет импорта энергоносителей из России, что на $13 млрд больше, чем в 2021 году. США сейчас задаются вопросом, как именно потолок цен может работать в этой ситуации.
Согласно официальным источникам, коалиция G7 рассматривает возможность ограничения цены на российскую нефть на уровне от $ 40 до $ 60 за баррель. Однако механизм реализации остается неясным. В настоящее время амбициозный план по ограничению российских нефтяных доходов все еще слишком амбициозен, ему не хватает конкретной структуры или широкого консенсуса. С одной стороны, "Большая семерка" рассматривает возможность ограничения нефтяных доходов России. С другой стороны, ЕС ослабляет платежные ограничения на поставки нефти от российских монополий, таких как "Газпром нефть" и "Роснефть". Многие эксперты сомневаются в логике такой теоретической (и спорной) политики. "Политика сдерживания цен не вызовет внезапного финансового стресса в России, как многие ожидают", - сказал Марк Мосур, рыночный аналитик S&P Global Commodity Insights.
Если не включить в план Индию и Китай, это будет означать, что он обречен на провал еще до его реализации. Европейские услуги по страхованию российских нефтяных грузов могли бы заменить азиатские, если бы европейские компании соблюдали и не превышали лимит, чтобы избежать взаимных перебоев с поставками нефти из России. Недавнее сокращение поставок газа по трубопроводу "Северный поток 1" (НС1) позволяет предположить, что Россия может сократить поставки нефти в Европу, если будут введены ценовые ограничения. "Насколько я понимаю, мы не будем поставлять нефть в страны, которые введут такие ценовые ограничения. Но мы будем перенаправлять нашу нефть (и нефтепродукты) в страны, которые готовы с нами сотрудничать", - заявила Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка России. По данным Министерства финансов России, доходы от продажи ископаемого топлива уже превысили бюджетные прогнозы прошлого года. Поэтому Россия не исчерпает средства до конца этого года. Тем не менее, зима без российской нефти или газа станет кошмаром для Европы, которая уже столкнулась с гиперинфляцией. Согласно недавнему прогнозу JP Morgan, мировые цены на нефть могут вырасти до 380 долларов за баррель, если Россия в ответ сократит производство. Поэтому, несмотря на сокращение объемов экспорта, прибыль от продажи нефти будет продолжать пополнять казну России. В конечном итоге, политика поверхностного снижения цен может обернуться катастрофой не только для Европы, но и для мировой экономики, переживающей рецессию.
Ричард Коннолли, директор Восточной консультативной группы, прекрасно подытожил мое мнение: "Пока в Кремле есть политическая воля и экспортные цены остаются высокими, я не вижу для Кремля никаких срочных фискальных ограничений. Такие отчаянные картельные стратегии стран "Большой семерки" лишь подчеркивают ограниченность западного инструментария. Россия успешно применяет силу на востоке Украины, оказывая сильное давление на Киев. Однако Запад сосредоточился на укреплении собственной безопасности, а не на разрешении конфликта в Украине. Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно выражал оптимизм, отказываясь уступить завоеванную территорию России и надеясь, что сможет вести переговоры с позиции силы. Однако эта ситуация почти наверняка изменится к 2023 году, когда западная помощь начнет сокращаться. Никто не ожидает дополнительных 54 миллиардов долларов [на помощь Украине]", - сказал Питер Бейкер, корреспондент "Нью-Йорк Таймс" в Белом доме.
Расширение НАТО может удержать Путина от нового вторжения в Европу, но оно не помешает ему и дальше расчленять Украину. Возможно, западному блоку стоит взять паузу и задуматься над некоторыми неопровержимыми фактами. Во-первых, так называемое расширение НАТО стало катализатором, спровоцировавшим вторжение в первую очередь. Во-вторых, эмбарго на российские товары нанесло бы мало вреда Кремлю, если бы Азия (особенно Индия и Китай) не поддержала западный консенсус. Эта поддержка, конечно, не будет получена путем давления на Индию или эскалации напряженности в отношениях с Китаем из-за Тайваня.
Искаженная западная логика иногда берет верх над здравым смыслом. Запад не решается поставлять Киеву современное оружие, опасаясь перевести войну против России и рискуя получить ядерный ответ Путина. Но наступление на Украину с целью вернуть оккупированные территории на юге в некотором смысле является более безопасной стратегией. Это невероятно наивно! Я полагаю, что США уже осознают эту парадоксальную реальность, но продолжают настаивать, чтобы сохранить лицо и продлить поражение своего псевдодемократического дискурса. Очевидно, что продолжение дипломатии с Россией - даже если бы это был этичный способ избежать дальнейшего кровопролития - означало бы быструю политическую смерть для президента Байдена, который готовится к переизбранию в 2024 году. Поэтому мы должны быть готовы к двум исходам: Раздел Украины или массовое уничтожение в Европе.
В заключение следует отметить, что санкции и политика, вступление Финляндии и Швеции в НАТО и выдвижение кандидатуры Украины на членство в ЕС ничего не сделали для ослабления России. В то время как Путин не проявляет признаков беспокойства, коалиция под руководством США постепенно истощается политически и экономически. Ожидать, что Путин повесит перчатки, потому что Запад показывает, что он реинтегрируется после окончания холодной войны, так же фантастично, как ожидать, что Украина победит Россию без каких-либо негативных последствий. Это в лучшем случае выдача желаемого за действительное!