Найти тему
Эпонимы и Мы

УТКА СОЛТЕРА

Когда в мире добывается очень много нефти, цены на неё низкие, а значит, бензин и соляра тоже сильно дешевеют. В таких условиях тратить миллионы и миллиарды в разработку альтернативных источников энергии могут лишь исключительно дальновидные, стратегически мыслящие политики и меценаты. Все прочие предпочитают развивать тему максимально дешёвых двигателей внутреннего сгорания.

Зато когда нефти становится мало, стоит она немыслимых денег, и вот тогда люди вспоминают о том, что, вообще-то, неплохо было бы пользоваться энергией ветра, солнца, воды, ядра Земли и т.д.

Например, в 70-х годах прошлого века случился топливный кризис, оттого в Великобитании приняли программу "Энергия волн". Как видно из названия, суть её заключалась в том, чтобы заставить служить человечеству совершенно дармовую энергию морских и океанских волнений. "Море колышется раз, море колышется два..." - а мы получаем мегаватты. То ли плохо!

Правда, в начале 80-х ситуация с нефтью устаканилась, а потом коллективный Запад, договорившись с нефтеносным Востоком, решил обрушить цены на чёрное топливо, в результате по экономике СССР был нанесён колоссальный удар. Но попутно пострадали и все проекты альтернативной энергетики, в том числе, созданные в рамках "Энергии волн".

Но что же это был за проект?

Фото с сайта https://gifer.com/ru/W24M
Фото с сайта https://gifer.com/ru/W24M

Говорят, когда британский инженер Стивен Хью Солтер ещё учился в Эдинбургском университете, он однажды слишком пристально посмотрел на бачок для унитаза, и ему пришло в голову, что нечто подобное, но в более грандиозном масштабе, можно реализовать и на океанско-морской поверхности. Чтобы был какой-нибудь поплавок, волны качали его туда-сюда, а он эти движения трансформировал в энергию.

В итоге появилась оригинальная конструкция под названием УТКА СОЛТЕРА.

Фото с сайта https://ppt-online.org/367269
Фото с сайта https://ppt-online.org/367269

Первое устройство было построено в 1976 году и должно было обеспечить примерно 20 кВт мощности. Цепочка соединённых друг с другом "уток" (20-30 штук) свободно плавала на водной поверхности, при этом каждое из отдельных "животных" двигалось вместе с ударяющими его волнами и передавало энергию удара насосам, а те, в свою очередь, передавали её турбине или генератору.

В дальнейшем, правда, конструкция претерпела изменения, и вместо утки стала больше походить на какое-то беспозвоночное. Точнее, дизайнеры Университета Ковентри предложили называть его "морским моллюском".

Фото с сайта https://altenergiya.ru/gidro/tipy-volnovyx-elektrostancij.html
Фото с сайта https://altenergiya.ru/gidro/tipy-volnovyx-elektrostancij.html

И всё было бы замечательно... Но, как я уже говорил, во-первых, нефть предательски подешевела, внимание инвесторов переключилось на старые-добрые ДВС. Во-вторых, мощность УТОК СОЛТЕРА, на поверку, оказалась во много раз меньше расчётной, то есть с эффективностью тут тоже возникли проблемы. А в-третьих, как это нередко случается везде, и не только в нашей стране, большая часть выделенных на реализацию проекта средств ушла куда-то мимо цели, так и не доставшись непосредственным разработчикам.

А ведь, согласно проведённым испытаниям, каждая из УТОК СОЛТЕРА способна преобразовывать от 50% до 90% энергии волн в механическую энергию. Правда, крылатая фраза "Нет ничего лучше плохой погоды" в данном случае применима как нигде, ибо чем сильнее волнение на море, тем выше эффективность устройства. И наоборот, в тихую погоду "утки" бесполезны, так как у волн не было бы достаточно энергии, чтобы ее преобразование было хоть сколько-нибудь эффективным.

Фото с сайта https://www.eng.ed.ac.uk/about/news/20121113/professor-stephen-salter-hurricane-sandy-could-have-been-prevented-car-tyres
Фото с сайта https://www.eng.ed.ac.uk/about/news/20121113/professor-stephen-salter-hurricane-sandy-could-have-been-prevented-car-tyres

Стивен Хью Солтер (родился 7 декабря 1938) - почетный профессор инженерного проектирования в Эдинбургском университете. Его считают активным сторонником геоинженерии, автором концепции воздействия на облака с целью их осветления для повышения отражающей способности (чтобы помешать глобальному потеплению).

Также весьма оригинальным можно считать его предложение бороться с ураганами с помощью автомобильных шин, соединенных вместе в гигантское 80-100-метровое кольцо, заполненное плавучим материалом, таким как пенобетон, для поддержки гигантских пластиковых труб, которые уходят на 100 метров вглубь океана. По его мнению, воздействие волн на поверхность океана заставило бы теплую поверхностную воду опускаться в более глубокий океан. А результатом было бы перемешивание вод и охлаждение температуры поверхности океана до 26,5 ° C - критической температуры, при которой образуются ураганы.

Идею эту он уже запатентовал, но на её реализацию нужны деньги, которые Солтер намерен получить от миллиардера Билла Гейтса и Натана Мирволда.

Чем всё закончится - непонятно, но уже прошло 10 лет, а ураганы не прекращаются. Хотя в 2012 году Солтер таки получил награду Королевской инженерной академии за устойчивые достижения, а в 2021 году был включен в Зал славы шотландских инженеров.