Бывало такое, прочитаешь про когнитивное искажение, и начинает казаться, что все вокруг совершают его. Но проходит некоторое время и эффект проходит?
Сделано из фото с Unsplash
Мозг видит то, что сам хочет
Феномен Баадера — Майнхофа или иллюзией частотности делает наше восприятие реальности ошибочным, в течении непродолжительного отрезка времени. Ошибка состоит в том, что человек, когда узнает новую информация, начинает замечать ее постоянно в совершенно в неожиданных ситуациях.
Этот феномен объясняется избирательностью нашего внимания. Мозг, для экономии энергии, обрабатывает только ту информацию, которую считает важной. А уже на интенсивность, с которой эффект проявляется, влияет теория вероятности.
В рекламе
В рекламе Феномен Баадера – Майнхофа работает очень хорошо. Если часто, из нескольких источников, показывать рекламное объявление, то человек начинает подсознательно запоминать марку товара. И потом, когда ищет себе похожий продукт выберет уже знакомую для него марку.
Этот механизм позволяет формировать в нашем сознании бренды, ассоциирующиеся у нас с определёнными категориями вещей в жизни: роскошные автомобили — Rolls-Royce, газировка — Coca-Cola, смартфон — Apple.
Любимый прием пропаганды
Тот же эффект использует пропаганда, когда хочет сместить фокус внимания с ненужных событий или навязать определенное мнение. Для этого постоянно рассказывай о нужной повестке и постепенно внимание людей переключится на «подходящие» идеи и сформируется «правильное» мнение.
Пациенты под угрозой
Врач после долгого лечения пациента с определенным диагнозам, склонен видеть похожие симптомы у следующих пациентов, назначая им не правильное лечение.
Тот же эффект наблюдается при расследовании преступлений. Следователь может идти по ложному следу, находя сходство с прошлым делом.
Не попасться на крючок
Что бы избавится от влияния эффекта Баадера – Майнхофа, я проверяю факты и смотрю статистику, слушаю противоположную точку зрения.
Любое популярное мнение может, на сам деле не являться правильным. Если все говорят, что криптовалюта это инвестиционный инструмент будущего, я вспоминаю что до 2008 года, также говорили про CDO, а в 90-е про дот-комы.
Кроме негативного эффекта есть и положительный, если направить эффект в правильное русло. Для этого нужно переключать внимание, на вещи, которые хочешь добавить в свою жизнь. Читать, смотреть и слушать тех людей, у которых есть ценности, которые хочешь в себе развить или получить. И тогда в своей жизни начнешь замечать то, чего раньше не замечал: точки для роста, позитивные стороны вещей, найдешь новые знакомства и интересные впечатления.
Подпишись на канал и будешь знать, как работает твое сознание ☝️