Как проектировался Институт океанологии и как о подводном мире рассказывает монументальное искусство
На Юго-Западе расположен целый кластер научно-исследовательских институтов и прочих академических комплексов – от Центрального экономико-математического института (знаменитый «Дом с ухом») до библиотеки ИНИОН. Один из исследовательских центров, построенных в районе, – Институт океанологии (1969-1978), который даже снаружи напоминает огромное морское судно.
Корабль у пристани
Оказавшись рядом с институтом, обратите внимание: здание удалено от красной линии улицы, с которой его соединяет широкая лестница. Мы словно стоим на пристани, а перед нами трап, по которому можно взойти на борт корабля. Тему воды поддерживает и волнистый рельеф фасада.
Проект предполагал усиление этого впечатления: как и расположенный неподалеку ИНИОН, Институт океанологии дополнен бассейном на территории. Отражаясь в воде, здание еще больше должно было напоминать пришвартовавшееся к берегу судно. Этот прием был еще и способом борьбы с рельефом: прежде на месте института находился глиняный карьер. К сожалению, бассейн наполнялся водой недолго и сейчас представляет собой пустую бетонную чашу с остатками плитки изумрудного цвета.
Горизонтали и внутренний двор
Само по себе здание Института океанологии – центр композиции академического кластера, вытянувшегося вдоль Нахимовского проспекта. На фоне высотных доминант он берет на себя роль скорее горизонтального объема. При этом функции здания сгруппированы одна над другой, именно по вертикальной оси.
С лестницы-трапа мы сразу попадаем на второй этаж, который, как и третий, заглублен, предъявляя нам легкие ножки-опоры в духе Ле Корбюзье. Эти проницаемые этажи эффектно контрастируют с более монументальными верхними. Объемность здания также продиктована тем, что внутри расположен квадратный двор.
«Гидронавты» и «Батискаф»
В интерьерах института первый впечатляющий объект ждет сразу в холле – это 25-метровый витраж «Гидронавты». Проникнутый романтикой подводных миров, он словно возвращает зрителя к атмосфере эпохи оттепели. Историк архитектуры Анна Броновицкая замечает, что персонажи витража напоминают скорее не ученых-океанологов, а героев «Человека-амфибии» Ихтиандра и Гуттиэре.
Авторы композиции – художники Леонид Полищук и Светлана Щербинина. Витражи их же авторства были уничтожены вместе с гостиницей «Интурист», после чего витраж «Гидронавты» поставили на госохрану.
В одном из коридоров таится еще один образец монументального искусства на тему океана – мозаичное панно «Батискаф» (1977). Его создала художница Екатерина Зернова – выпускница ВХУТЕМАСа, дочь известного гидробиолога Сергея Зернова.
Особенность композиции мозаики в том, что зритель наблюдает за учеными в батискафе словно глазами рыб, проплывающих мимо. Кроме того, Зернова создает из цветной смальты определенные цветовые группы, разграничивая пространства подводного мира и батискафа (внутри – более теплые тона, снаружи – холодные). Однако при этом пространства не противопоставляются, а скорее дополняют друг друга.
* * *
Побывать внутри института и познакомиться с увлеченными океанологами можно на нашей экскурсии «Погружение в модернизм».
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.