Наверное, каждый слышал в адрес интернет-поколения упрёки, мол, никакой социализации, никакого общения: каждый уткнулся в свой «дибильник» и головы не поднимает, на свежий воздух не выходит.
Раньше, мол, не так всё было: живое общение, живой коллектив – совсем другое дело!
Но я, пожалуй, попробую подойти немного с другой стороны.
Я прошла через большое количество коллективов: из-за переездов сменила три общеобразовательные школы, отучилась в двух музыкальных, занималась в четырёх танцевальных коллективах, посещала спортивные тренировки и театральную студию, за плечами у меня – колледж с перескоком между курсами, а значит, очередным вливанием в новый коллектив, и, наконец, вуз с кучей параллельных курсов.
Список внушительный – столько знакомств и общения! Да и я человек активный, эмоциональный, любящий душевные посиделки и просто тянущаяся к людям личность.
Вот только сколько себя помню, всякий раз я ловила себя на мысли: «Наверное, я рождена быть одиночкой, быть вне коллектива».
И нет, были группы, где меня принимали тепло, и где я чувствовала себя частичкой семьи: например, я всё ещё с теплом вспоминаю казанскую театральную группу: всех ребят, кто был рядом со мной и поддерживал меня, окружая заботой. Или, например, танцевальный коллектив по модерну с множеством шуток и искренних бесед между репетициями. Вообще, Казань подарила мне много тёплых воспоминаний, связанных с общением, в том числе – с близкой сердцу подругой.
Но речь идёт не о друге/подруге, речь идёт о дружных походах в кино большой или не очень компанией, вечеринках у кого-то дома после крупного мероприятия, прогулках по городу и совместным посиделках. Тех маленьким ритуалах, которые позволяют тебя ощущать кусочком чего-то большого и значимого.
Например, как мы в колледже с ребятами всем курсом пели в автобусе, репетируя выступление. Как организовывали поздравления мальчикам к празднику. Как обсуждали очередной подбор подарка на день рождения однокурсника или однокурсницы: у меня всё ещё лежит подаренный мне набор для выпечки печенья, ждёт, когда я встану на ноги и снова буду в силах печь вкусняхи.
Но это скорее тёплые исключения из общего правила.
Здесь можно привести множество болезненных воспоминаний, но не для того, чтобы отвести душу или пожаловаться.
Просто представьте себе: вы собираетесь домой, пока ваши одноклассники радостно обсуждают грядущий поход в кино и другие планы прямо при тебе – это нормально, конечно. Как и то, что они идут по своим делам всей большой группой, а ты идёшь один в другую сторону. Это нормально. Но эта нормальность не отменяет ощущения того, что ты чужд их миру. Даже когда пытаешься проявить инициативу, присоединиться к их времяпрепровождению, стать частью их компании, переступая через свою гордость и в то же время доставляя неловкость самой компании.
Рано или поздно тебя мягко попросят оставить их одних.
Или будешь стоять и в растерянности смотреть на то, как все одноклассницы – все, без исключения, даже самые не общительные и ярые поклонницы джинс – вдруг пришли в юбках ради дня рождения девочки. Даже твоя подруга, с которой вы всё время вместе шли домой, которая надевала юбки разве что на первое сентября и последний звонок, вдруг придёт в юбке ради девочки, с которой толком не общалась. А ты стоишь в своих спортивных штанах и впервые слышишь о том, что они, оказывается, все вместе договорились устроить сюрприз.
Когда тебе напрямую говорят, что ты белая ворона. Когда учитель показывает тебе пальцем в сторону раздевалки со словами «Нам лишние уши не нужны», хотя уже полгода прошло, как ты перешла к ним из другого танцевального клуба.
Это и множество других болезненных рубцов – это последствия живого общения. Это следствие череды ошибок: и окружающих, и твоих собственных. Это нормально. Это всегда случалось и будет случаться.
В конце концов, сочетание темперамента, черт характера, особенностей воспитания, менталитета, социального и финансового положения, репутации и интересов порождают такую сложную комбинацию, что удачно влиться в коллектив – это, на самом деле, своего рода лотерея.
Если тебе повезло – ты получишь комфортную атмосферу, реализуешь свои социальные потребности, получишь море светлых воспоминаний, набьёшь шишек (куда без этого) и сформируешь различные шаблоны поведения.
И, как мне кажется, во времена моих родителей было проще выиграть в эту лотерею: людей объединяло гораздо больше вещей, было больше общих ценностей и целей в жизни. Было много чего, что делало разрозненных личностей единым целым.
Но никто не задумывался, что будет, если в этой славной лотерее вытянуть несчастливый билет?
Попробуйте вспомнить тех замкнутых ребят, которых задирали в школе и с которыми не хотели сидеть за одной партой. С кем не хотели играть или работать в одной группе.
Забавно, но меня часто тянуло к таким ребятам из чувства внутренней несправедливости, которую взрастили сказки, книги и мультфильмы с простым лозунгом: не суди книгу по обложке. Я всегда вспоминала Гадкого утёнка и тянулась к таким ребятам в надежде дать им второй шанс.
И всякий раз я получала море признательности, детского тепла и доверия.
Никогда меня так крепко не обнимали, как эти ребятишки, которые были просто чуть более вспыльчивее, чем другая ребятня, и могли в порыве эмоций дёрнуть кулачком. Я была старшей сестрой, родители меня научили относиться с пониманием к подобным вещам, и потому такие моменты я терпеливо объясняла, получая взамен бегущего хвостиком за мной утёнка.
Просто комбинации таких утят оказывались несчастливыми билетами в этой социальной лотерее.
А теперь давайте подумаем: через какие коллективы мы проходим в течение нашей жизни?
Попробую перечислить навскидку до появления в нашей жизни Интернета: родной двор, ребятня в деревне у бабушки с дедушкой, детский сад, школа, дополнительные секции, училище, вуз, работа, семья. Ну и добавим опциональную категорию «друзья», которая на протяжение жизни меняется.
Здесь важно упомянуть, что всё это разнообразие распределяется на каждый наш жизненный период, так что на один промежуток может приходиться от одного до трёх-четырёх коллективов в зависимости от степени нашей активности.
А теперь вспомним нашу социальную лотерею, а вместе с ней – теорию вероятности.
Допустим, в детстве нам повезло, и мы вытянули счастливый билет: наша комбинация оказалось подходящей для текущего окружения. Например, в садике мы оказались не слишком буйными и хлопотными, наша одежда ничем не отличалась от одежды других, у нас были свои игрушки, как и у других, репутация семьи подходила под критерии «нормальности», поэтому с нами никто не запрещал играть – в общем, повезло.
Но, допустим, (вспомним сериалы от американских до корейских) в школе благодаря незаурядному уму мы попали в престижный класс с более высоким финансовым достатком, который превышал уровень нашей семьи. Да и репутационно наши родители уже не дотягивали до местных мастей. А если ещё и интересы у нас оказались специфичными… в общем, тотальный провал.
И если нам не повезёт с коллективами на дополнительных секциях или во дворе все друзья разъедутся…
Что тогда?
Меня всегда утешали родители: перетерпи школу, в вузе вы будете все единомышленниками, у вас будут общие интересы, будет с кем пообщаться.
Но вот забавное наблюдение: я не тот человек, к которому кто-то подсядет первым или просто заведёт разговор. Если я захочу пообщаться, то скорее мне нужно будет «прилипнуть» к кому-нибудь. Даже там, где единомышленников – целый вуз.
По крайней мере, я так считала.
Слёзы о собственной неправильности, неприспособленности к жизни в коллективе, смирение с собственным одиночеством – всё это осталось позади.
И знаете почему?
Наверное, ответ, данный прямо, будет не таким действенным и эффектным, так что я его сейчас немного зашифрую.
Чем занимаются сейчас дети, уткнувшись в свои «дибильники»?
Смотрят видео с прохождениями игр, где стример общается со своими зрителями?
Смотрят блогеров, которые через камеру напрямую обращаются к своей аудитории?
Играют в майнкрафт друг с другом, взаимодействуя и социализируясь?
Пропадают в переписках и коллективных чатах, обсуждая любимые игры, аниме и фильмы?
Улавливаете нить, да?
Дети всё ещё социализируются. Нашему поколению всё ещё нужно общение. Просто оно приобрело формат постов и публикаций, историй и влогов.
Появление Интернета усложнило генерацию наших комбинаций. Но в то же время оно сделало наш проигрыш не таким критичным, давая попытки одну за другой.
На самом деле, при должном обращении и мотивации, с Интернетом ты сводишь свои риски едва ли не к нулю!
«Но ведь дистанционное общение – это не то!»
А если я вам скажу, что сегодняшнее поколение собирается на всевозможные коллективные сходки, съезжаясь из разных городов! Ребята, которые без Интернета едва ли бы узнали о существовании друг друга, сегодня могут встретиться, просто чтобы увидеться в живую, пообщаться, погулять и просто повеселиться!
Или я, например, оказавшись проездом в Москве, написала в наш общий чат канала, и уже вечером мы втроём с друзьями (которых вживую я видела впервые) пекли пиццу, я примерила доспехи, изготовленные для реконструкции и просто радовалась жизни!
Мои зрители и подписчики – не просто зрители. Часть из них – из других регионов, из других стран, разных возрастов и профессий – стала мне близкими друзьями. Именно благодаря нашему чатику я поняла, что со мной всё в порядке. Что я нормальный человек. Что со мной можно и даже приятно общаться. Я поняла, что меня любят не только мои родители и любимый человек.
Я просто нашла своих людей. С которыми мне комфортно и весело. И которым приятно в общении со мной.
Живое общение никуда не пропадёт.
Просто теперь прийти к нему в случае проигранной лотереи стало чуточку попроще.